Знаете ли вы, почему на брендовом мобильном телефоне или дорогом ноутбуке фигурирует надпись, скажем, "Designed in California"? Все просто: ведь это прекрасный способ заявить о том, что продукт был выпущен где-нибудь в центре Китая. Иным способом трудно доказать, что эти подделки в принципе вполне себе оригинальные девайсы.
Определенно, производство Китайской народной республики доминирует, особенно в отрасли электроники. И этот факт положительно наводит на мысль, а что если б автомобили различных брендов поступали на рынок со стикером "Made in China"? Какимы бы они были? И покупали бы их?
Есть ли у вас вопросы к качеству китайской сборки? Наверняка, они имеются, причем не только у вас. Однако позвольте открыть небольшую тайну: хваленое немецкое качество есть не что иное, как искусно созданный миф. Более того, в последние годы мы все имели сомнительное удовольствие наблюдать, как немецкие легковые автомобили и кроссоверы, созданные для американского рынка, мягко говоря, с трудом выдерживали критику именно в отношении качества сборки.
Made in China
Обратимся к голым фактам. Ford имеет свои заводы в Китае, GM вовсю производит там свои автомобили; о VW не нужно даже упоминать - для них Китай чуть ли не главный рынок во всех отношениях. Весьма скоро все мы будем покупать автомобили, сделанные китайскими руками, и, безусловно, в их линейке будут и те, которые с нуля разработаны китайцами. В мире, где все и вся подчинено стандарту ISO, в принципе, нет объективных причин против этого. До тех пор, по крайней мере, пока речь не заходит о клоне Porsche 911 с исторически узким разрезом глаз, ну то есть головной оптики.
Не желая оставаться позади западного мира, китайские автопроизводители до мельчайших деталей копируют каждую деталь дизайна удачных моделей ведущих брендов. Тут вам и MINI, и Fiat, и Mercedes, и Ford. Китайский клон найдется для любой марки. И, конечно, это изрядно раздражает производителей оригинала, ибо копирование выглядит бесконечным.
Однако стоит ли беспокоиться на этот счет потребителю? Японцы в 50-60 годы прошлого столетия также начинали с подражательства всем подряд, пока не пришли к собственному пониманию дизайна. Трудно отрицать, что Hyundai и Kia, "вдохновленные" такими компаниями, как VW и Opel, потихоньку находят собственное лицо (которое, впрочем, серьезно дорожает).
Таким образом, можно смело предполагать, что спустя 10 или 20 лет по крайней мере четверть продукции всего мирового автопрома будет поступать на рынок из Китая. Вторжение в Европу и Америку китайских брендов, звучащих на мотив кулинарных рецептов восточной кухни, потерпело крах. Но кто возьмется отрицать, что автопроизводители с весомым мировым именем, такие как VW или Ford, окажутся первыми, кто предложит нам китайские автомобили, но уже с благозвучным шильдиком. Таким, например, как VW Fox, который ныне поступает на различные рынки из Бразилии. В конце концов, мы же едим китайскую пищу, - так почему бы нам не покупать их автомобили?
Made in China
Нельзя не отметить, что китайский "вкус" в отношении авто довольно претенциозен. Они поклонники больших форм, вычурного комфорта в салоне, огромных экранов информационно-развлекательных систем и фальшь-деревянной отделки. Ничего общего с бразильцами, которым нравятся экономичные малокубатурные авто, желательно на природном газе. Напротив, китайцы стараются держаться мирового тренда, создавая десятки электромобилей в угоду прогрессивным устремлениям.
Только задумайтесь о том, как много изменилось в самом Китае за минувшее десятилетие. Еще в начале 90-х владеть автомобилем в Китайской народной республике было как минимум странно. В государстве, где абсолютное большинство граждан предпочитало единственный вид транспорта - велосипед, автомобилист выделялся так же, как воспаленный палец на пятерне, а выделяться в коммунистической стране, как вы и сами хорошо понимаете, противопоказано.
Сегодня Китай активно капитализируется. Жители этой восточной страны покупают больше Porsche, чем жители какого-либо иного государства. При этом собственно государство в лице законной власти, кажется, ничего против этого не имеет. Несколько месяцев назад китайский Google "забанил" слово Ferrari, дабы через поисковик никто не прознал о том, как сынок высокопоставленного китайского чинуши разбил один из элитных итальянских спорткаров. О, да - эти ребята знают толк в автомобилях!
В 1977 году китайский автопарк составлял 1 миллион автомобилей; теперь этот показатель приближается к отметке в 90 миллионов. То есть мы имеем 90-кратное увеличение всего за 35 лет. Ожидается, что к 2020 году данный статистический параметр достигнет 200 миллионов. Как вы полагаете, с таким количеством авто на своих дорогах, много ли понадобится времени китайцам, чтобы сообразить, что нам также нравится покупать нечто вроде бюджетного, собранного в Индии кроссовера Dacia Duster?
На каждом автосалоне можно заметить пару парней с рулетками, обмеривающих очередные премьеры от Audi или BMW. Все это очень здорово и даже трогательно, однако по выходу мы видим продукт... будто бы кто-то рассказал гаражному механику о новинках Audi или BMW по телефону. Настолько все аляповато и пародийно.
Но вот совсем недавно китайцы решили изменить казалось бы вечному стереотипу, взявшись за автомобиль самостоятельно. И знаете, кое-кто поймал себя на мысли, что вовсе недурно было бы прикупить "китайца" вторым семейным авто. Честно, SAIC, BAIC и BYD - сейчас вполне дееспособные автомобили, далеко не самые хорошие, однако укладывающиеся в рамки шкалы "цена/качество".
Made in China
Одним словом - да. Пройдет еще 5-10 лет, - и стикер "Made in China" наверняка прочно укрепится на вашем автомобиле. По сути, это уже происходит, если вы внимательно оглядитесь по сторонам.
Никита Котровский. По мотивам Autoevolution
Добавить комментарий