Педаль газа справа. Все верно. Остальные узлы тоже на привычных местах. Только вот где земля? Она вращается в четырех метрах внизу, и все выглядит совершенно по-другому. За рулем карьерного самосвала немного сдвигается восприятие.
Начнем с одной цифры. Она не имеет ничего общего с потеющими руками и стучащим в области шеи сердцем, когда нога опускается на первую ступеньку лестницы (60 см. от земли), ведущей в кабину. Но она помогает воображению переключиться на правильные размеры. А это как раз самый важный пункт, когда речь идет о карьерном самосвале. Что же это за цифра? - 12! 12 лошадиных сил. Это - мощность стартера.
19-литровый дизель извергает волну черной копоти. Через минуту двигатель достигает нужной температуры и начинает бурлить 62 литрами масла. На водительском месте не ощущаются признаки вибрации и гудения. Все довольно безобидно.
Размер имеет значение
Два рычага изменяют ситуацию. Первый короткоходный сдвигается вперед и отпускает стояночный тормоз. Затем рука тянется к Т-образному рычагу, ответственному за выбор передачи. Нога на тормозе? Хорошо, тогда вперед. Глубокий вдох, указательный и средний палец приподнимают предохранитель на КП, и рычаг переводится в положение D.
В течение полусекунды, которые кажутся вечностью, не происходит ровным счетом ничего, а затем трансмиссия наносит удар по колесам. 40 тонн начинают раскачиваться взад-вперед. Крутящего момента, кажется, хватит на то, чтобы сдвинуть Эйфелеву башню. На мгновение весь мир подчиняется грубой и непреодолимой силе. Рычаг снова в положение N, затем снова в D - тяга, толчок, землетрясение.
Размер имеет значение
А теперь снова вернемся к реальности - она покрыта дегтем и имеет шестиметровую ширину. С высоты улица выглядит как велосипедная дорожка. За вертикальным лобовым стеклом круто вниз уходит капот самосвала, который называется Orenstein und Koppel 40. Слева взгляд падает на перила, которые маркируют край автомобиля. Справа этот край простирается на метр за огромным воздушным фильтром.
Нога все еще лежит на тормозе. Стоит приподнять ее на миллиметр, как зверь устремляется вперед. 1000, 1200 оборотов, и вот начинаются вибрации и набухает гудение. Эксперт из "парка монстров" Матиас Кляйн дает советы. Он знает, с какими трудностями сталкиваются новички на первых метрах - они не ориентируются в размерах, не смотрят на левую обочину, чрезмерно регулируют вправо, пока не оказываются в кювете.
Размер имеет значение
Перед автомобиля заправляется в первый поворот. С подсказками инструктора все проходит гладко. На самом деле радиус разворота у этого самосвала не больше, чем у универсала Volvo, а руки без особых усилий крутят руль, хотя шины у грузовика размером с человеческий рост, а блок протектора - с кулак.
На 1 700 оборотах автоматика переключается на вторую. Но машину все равно может обогнать бегущий в полсилы спортсмен. Но у бегуна нет за спиной 10-тонного стального желоба. Пожилой грузовик поднимает его с помощью заполненной на 400 литров гидравлической системы. Проникшись гигантоманией, обозреватели портала Auto-Motor-und-Sport заканчивают свой обзор очередной маленькой цифрой: 13. Пока гидравлика почти вертикально выставляет кузов и опустошает тем самым 26 кубических метров пород, проходит 13 секунд.
Размер имеет значение
Добавить комментарий