Топливная промышленность нашей страны одна из самых низкоэффективных в мире. Из одной тонны нефти мы получаем самый низкий процент готового продукта. Количество нефтеперерабатывающих заводов на территории нашего государства тоже одно из самых низких. Причем все они были построены еще при советской власти, заточены под выпуск низкооктанового бензина и разбросаны ровным слоем по всей стране, вне зависимости от объемов потребления конкретного региона. География расположения НПЗ привязывалась к оборонным нуждам страны.
При этом про себя мы точно знаем, что Россия – нефтедобывающая страна. Но почему-то у нас есть острые проблемы и с качеством топлива и с его розничной ценой на заправке. Как в Америке и Европе выглядит ценообразование литра топлива? Сеть заправок покупает нефть у нефтедобывающей компании, а затем выбирает себе одно из независимых НПЗ, которые существуют на рынке. Нефтезавод – явление автономное. Он не принадлежит нефтедобытчикам и сети розничных заправок. А у нас под любой крупной нефтяной маркой есть и нефтезавод, ухваченный из советской эпохи, и сеть розничных АЗС, сбывающих готовое топливо простым водителям по заоблачным ценам. Картельный сговор. Монополия – мечта любого капиталиста.
Всякий раз, когда бензин дорожает нам говорят о Европе, мол, там еще дороже. А мы в ответ вспоминаем нефтедобывающие страны, и замечаем, что в Европе и уровень жизни другой, и качество топлива выше. По качеству бензина нас обошла не то что Европа, а даже африканская Уганда. Тем временем в нефтедобывающих странах и качество лучше, чем у нас, и цены совсем другие, куда более дешевые. Например, Саудовская Аравия, конкурирующая с нами по числу добытого, не платит никаких налогов вообще, в том числе и в топливной отрасли. Литр бензина там дешевле литра воды. За литр Аи-92 местный араб отдает около 24 центов (6 руб.), а литр воды стоит у них 30 центов (около 8 рублей). Похожая ситуация в Туркмении (7 руб.), в Иране, и совсем дешево стоит топливо в Венесуэле – 5 центов (1,5 руб.) за литр.
Чтобы так хорошо жилось населению этих стран, местное правительство потакает затратам бюджетными средствами, не взимая налоги. У нас же, как утверждают отечественные нефтяники, в литре топлива 60% налогов, идущих в казну из нашего кармана, а их чистая прибыль нефтяных компаний не превышает 10%. Если в это поверить, то получается, что несусветная цена литра бензина растет по воле власти.
Примечательно, что в 2000 году литр Аи-92 в Москве стоил 6,20 рублей. Тогда он был приравнен к доллару по курсу того времени (28,30 руб.), а баррель нефти Light Sweet на Нью-Йоркской бирже стоил (04.01.2000) $25.55. Сейчас литр Аи-92 в Москве стоит 26-27 рублей. Доллар при этом почти тот же – 28,85 руб. (по курсу на момент написания статьи). Цена нефти сорта Light Sweet на 15.08.2011 составила $85,38 за баррель. То есть нефть подросла в цене за эти годы в 3,3 раза, а бензин - в 4,3 раза. Причем, как показывает практика, дорожало топливо стабильно, и в моменты повышения стоимости барреля нефти, и в период снижения цен. И подобные тенденции явно намерены сохраняться, что говорит о том, что это результат политики государства, а не экономически объективные причины.
Текст: Роман Харитонов
Добавить комментарий