Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Тест-драйв / Шаман: умывальников начальник и мочалок командир

Шаман: умывальников начальник и мочалок командир

Шаман: умывальников начальник и мочалок командир

Наша редакция получила возможность прокатиться на не имеющем аналогов в мире вездеходе Шаман

Есть ли у грузовика дизайн и стиль? Сейчас ответ очевиден: нет. На наших дорогах уже давно доминируют европейские/американские седельные тягачи и китайские самосвалы. Отличить их друг от друга практически невозможно. Пусть Volvo сколько угодно сажает за руль хомяков или любезно просит Жана-Клода продемонстрировать свою безупречную растяжку, но в профиль их машины для неискушенных выглядят так же как Scania, Mercedes, MAN или DAF. То ли дело было в СССР, где у каждого грузовика была своя неповторимая идентичность. Российские ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, Урал, белорусские МАЗ, БелАЗ, украинский КрАЗ, грузинский КАЗ, а также восточногерманские IFA и Robur и чехословацкая Tatra в различных сочетаниях и функционально-целевых ипостасях формировали советский промышленный пейзаж. Сегодня же мы вынуждены смотреть на HOWO, FAW и Shaanxi, и от этого очень тоскливо.

В глазах ребенка крутость грузовика была прямо пропорциональна количеству его осей. ГАЗ-53 или ЗИЛ-130 были обыденным зрелищем. Гораздо больше восторга доставляли трехосные Уралы или КрАЗы. Ну а настоящим счастьем были редкие четырехосные грузовики. Восьмиколесный МАЗ-537 «Ураган», таскавший тяжелую военную технику, или чудной японский кран KATO с 8-ю, 10-ю или 12-ю колесами разрывали шаблон всерьез и надолго. Четыре оси – гротеск, паноптикум, провокация и залог успеха! Пусть время идет, но благоговение перед мультиколесной техникой остается...

Так исторически сложилось, что на Руси всегда успешно строили вездеходы. Оправдание этому легко найти в суровом климате и незаселенности/неизведанности большой части территории страны. Да, нам периодически бывает стыдно за легковой автопром, однако если речь заходит о больших, тяжелых и проходимых машинах, то здесь нам стыдиться нечего. Ниша вездеходов заполнена у нас на рынке достаточно плотно: Барс, Трэкол, Бурлак, Петрович, Шерп и другие... Все эти диковинные транспортные средства то и дело отправляются в низкотемпературные экспедиции и покоряют районы, в которые трудно добраться, даже просто водя указательным пальцем по карте. Кстати, уже не модно называться просто вездеходом. Сейчас нужно быть вездеходом-снегоболотоходом, что моментально снимает все сомнения в «боеспособности» такой машины.

Наш сегодняшний гость как раз из этой категории. Это «Шаман», и у него в отличие от всех вышеперечисленных вездеходов православные восемь колес! Вид у него довольно внушительный и где-то даже пугающий, хотя это как раз свойственно шаманам из плоти и крови. Наш оранжевый аппарат родом не из Вселенной «Вархаммера», а из поселка Новозавидовский в Тверской области. Буквально в 110 км от Москвы скромно расположился завод «Авторос», где и собирают это чудовище. Производство самодостаточное, на территории расположено несколько цехов. Все кузовные детали, облицовка интерьера и даже колеса выпускаются непосредственно там.

Когда мы говорим, что над «Шаманом» работала группа профессиональных дизайнеров, не надо смеяться. Это действительно так. Сама концепция вездехода родилась в 2006 году. Тогда он еще был трехосным и «Шаманом» называться не смел. Первый восьмиколесный образец дебютировал в 2008 году на Московском автосалоне. Затем на протяжении четырех лет над машиной проводился целый комплекс испытаний: рассчитывались силовые нагрузки, моделировались ситуации переворота и кручения кузова, внедрялись новые системы. Одним словом, автомобиль оптимизировался по всем направлениям, и наконец в 2012 году на свет вышел тот самый «Шаман», который мы видим сейчас.

Салон вездехода эргономичен и ориентирован на водителя. Подрессоренное водительское сиденье находится по центру как в культовом McLaren F1. Перед ним полукругом расположены органы управления. Справа от руля (который, кстати, регулируется в двух положениях и обтянут кожей) находятся регулировки света, аудиосистема и кондиционер, а вот слева все гораздо-гораздо интереснее. Там вы можете наблюдать уникальные мембранные клавиатуры системы подкачки колес и системы управления трансмиссией. Это решение позволило отказаться от кучи непонятных тумблеров, рычагов и жидкокристаллических дисплеев.

В качестве силового агрегата был выбран 4-цилиндровый турбодизель Iveco, который устанавливается на малотоннажный коммерческий транспорт итальянской компании. При объеме три литра он выдает 146 л. с. и 350 Нм крутящего момента в диапазоне от 1400 до 3500 об/мин и сопряжен с 6-ступенчатой механикой ZF. Чем обусловлен выбор именно этого мотора? Сейчас любой автолюбитель скажет, что 146 л. с. с трех литров объема – это очень-очень мало. Нынешние технологии позволяют выдавливать такую мощность и с двух литров. Однако создатели «Шамана» знали, на что шли. Есть вероятность, что двухлитровый мотор вообще не сдвинул бы эту махину с места. Здесь нужно было что-то выносливое и долговечное, способное выручить вездеход в любой патовой ситуации. Поэтому не смотрите на цифры. Мотор Iveco воплощает для «Шамана» идеальное сочетание высокого ресурса и высокой экономичности.

Подвеска вездехода независимая двухрычажная на А-образных двойных поперечных рычагах. Здесь 5 дифференциалов: 4 межколесных и 1 межмостовой. Первый и второй мосты подключаемые. Все дифференциалы имеют принудительную блокировку с электропневматическим приводом. На «Шаман» установлена центральная пятивальная раздатка с изменяемым скоростным диапазоном и валом отбора мощности, что позволяет подключить гребной винт. Благодаря быстроразъемным гидравлическим соединениям пристыковать его можно буквально за пару минут. Скорость машины на воде составляет до 7 км/ч.

Шасси представляет собой герметичную лодку, в которой установлена большая часть агрегатов. На случай попадания воды в лодку установлено несколько мощных помп, суммарная производительность которых равна примерно 200 литров в минуту. Для более быстрого сброса воды предусмотрены клапаны с электропневмоуправлением. То есть чтобы утонуть, вездеходу нужно очень-очень постараться.

У «Шамана» очень продвинутая система рулевого управления. Он может двигаться в трех режимах. Первый – обычный, когда поворачивают передние колеса, а задние остаются в покое. Второй – режим для разворота в ограниченных пространствах, когда задние колеса подруливают в противоположную сторону от передних. И наконец третий – экзотический режим «краба». Все колеса поворачиваются на 45 градусов, и вездеход движется боком. Таким образом каждое колесо перемещается по своей колее. Это особенно видно, когда «Шаман» движется по снегу. Если на ходу открыть заднюю дверь, то можно отчетливо увидеть, что след, оставляемый шаманом в этом режиме, — равномерный широкий «ковер».

Вездеход опирается на шины низкого давления собственной конструкции. Они хороши и на асфальте, и на грунте, и на песке, и на пахоте, и на снежной целине, и на болоте. Такие шины служат во благо природы, так как оказывают сверхнизкое давление на грунт и не нарушают растительный покров. У них самоочищающийся протектор и высокая сопротивляемость проколам. Но даже если прокол все же случился, на «Шамане» присутствует система подкачки, которая постоянно мониторит ситуацию и даже автоматически регулирует давление. На заводе «Авторос» выпускается несколько моделей шин, поскольку они находят применение не только на «Шамане», но и еще на одном местном продукте — «Муле» (мутированной злобной «Газели»), а также на других серийных внедорожниках, чьи владельцы заинтересованы в увеличении внедорожных качеств своих «Нив», «Джипов», и «Тойот».

«Шаман» имеет ширину 2,5 метра, поэтому является полноправным участником дорожного движения. Освоить управление этим монстром может любой человек, умеющий управлять легковым автомобилем: каких-то специфических навыков здесь не требуется. Регистрируется подобная техника как «трактор», о чем свидетельствует единственный квадратный номерной знак сзади. По дорогам общего пользования «Шаман» может двигаться на скоростях до 80 км/ч. При этом чтобы не наводить ужас на попутных и встречных водителей (поверьте: у неподготовленных может случиться паника), он может свободно съехать одной половинкой на обочину и продолжать «дубасить», не теряя темпа. Что касается минимальной скорости, то трансмиссия позволяет снегоболотоходу удерживать постоянную скорость в 2 км/ч. В такой ситуации водитель может запросто выйти из ползущей машины и прогуливаться на свежем воздухе рядом с ней.

Бездорожье автомобиль проглатывает, даже не поморщившись. В уединенном карьере на слегка сдутых шинах «Шаман» продемонстрировал самый настоящий аттракцион неслыханной дикости. Разве что на отвесные каменные стены он не взбирался, но иногда казалось, что и это он может. Невольно вспоминались обидные ситуации, когда в Крыму взятые нами на тест китайские кроссоверы не справлялись с теми или иными препятствиями. Для «Шамана» такие испытания – как в носу поковыряться.

Совершенно случайно в день теста мы попали на презентационные заезды другого вездехода — «Шерпа». Сразу оговоримся, что сравнивать их не имеет смысла. «Шерп» – это забавный «кубик» с рычагами вместо руля. Он весело ныряет в прорубь и в целом выглядит как перспективное транспортное средство для освоения Луны. Объединяет «Шамана» и «Шерпа», пожалуй, только одно: непомерно высокая цена. На сайте завода «Авторос» доступен конфигуратор, где каждый охотник или просто бескомпромиссный человек может подобрать под себя подходящую комплектацию. В любом случае начинать ему придется с 9,5 млн рублей, а со всеми возможными опциями цена доходит до 12 млн. Чувствуете, как съежились ваши карманы?

«Шаман» пользуется популярностью в первую очередь у отечественных клиентов. Однако некоторые машины отправились в Канаду и Японию, и география со временем будет только расширяться благодаря съемкам в популярнейшем телешоу TopGear. Кстати, буквально две недели назад «Шаман» выполнил ответственную миссию, встретив в степях Казахстана трех космонавтов с МКС. Нужно отметить, что представители компании «Авторос» находятся в постоянном контакте со всеми клиентами. Если с «Шаманом» случается какой-то форс-мажор, то на место сразу же вылетает экспертная группа, оказывающая весь спектр технического обслуживания. Ну или клиент самостоятельно в любой момент может приехать к ним на ТО.

Вездеход «Шаман» всегда и везде сопровождает приятная формулировка «не имеет аналогов в мире». Это истинная правда, но еще более уникальные проекты ждут нас впереди. Целеустремленный «Авторос» смотрит в будущее с оптимизмом. К сожалению, мы не можем сейчас раскрыть всех секретов, но настоятельно рекомендуем следить за деятельностью этой компании, поскольку в ближайшем будущем из маленького поселка в Тверской области выкатится невероятный автомобиль, который разделит весь мировой автопром на «до» и «после».

Благодарим компанию Авторос и лично Евгения Колобова, Сергея Курносова и Павла Глазова за возможность покататься на "Шамане".

Антон Ковалев

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация