Есть ли что-то, что выделяет цифру "6" на фоне остальных? На первый взгляд, нет. Даже если говорить о счастливых числах, то чаще всего называют три, семь или восемь. Тем не менее, шестерка несет совершенно определенный энергетический посыл и массово присутствует в окружающем нас мире – как в искусстве, так и в повседневности. "Шесть Наполеонов" Артура Конан Дойла, "Шесть демонов Эмили Роуз" Скотта Дерриксона, "шесть архетипов" Карла Густава Юнга, "Шесть явлений Ленина на рояле" Сальвадора Дали… Шесть континентов, шесть чувств, шесть граней куба… В конце концов, шесть лапок у насекомых, шесть луз на бильярдном столе и шесть струн на классической гитаре. Для японской компании Mazda цифра "6" также имеет сакральное значение.
Появившаяся в 2002 году Mazda6 являлась, по сути, четвертым поколением легендарной 626 и базировалась на модифицированной вариации ее платформы. С момента запуска этой модели удалось разойтись по свету более чем миллионным тиражом, и этот рубеж она преодолела быстрее, чем любая другая "Мазда". "Шестерка" была первой иллюстрацией новой дизайнерской философии, делавшей ставку на стиль, глубину и яркость. Именно эта машина дала импульс последующим Mazda2, RX-8, Mazda3, Mazda5, MX-5, CX-7…
Для японской компании Mazda цифра "6" имеет сакральное значение
"На данный момент мы имеем лучшие продукты, которые у нас когда-либо были", - подчеркивают официальные представители Mazda. В 2011 году концерн реализовал 1,3 миллиона машин. В процентах от общего объема Mazda экспортирует из Японии больше автомобилей, чем остальные местные производители. Это означает, что в связи с укреплением национальной валюты концерн пострадал больше всех. Усугубляет дело и то, что в период между 2008 и 2010 годами Ford сократил свою долю в Mazda с 33% до менее 4%, то есть теперь автопроизводитель не имеет серьезного источника финансирования, чтобы аннигилировать финансовую брешь. Все в том же 2011 году чистый убыток компании составил $1,29 млрд. - это самые крупные потери с 2001 года, а вообще, отрицательное сальдо преследует фирму уже четвертый год подряд. Такое развитие событий опасно для любого автопроизводителя, а особенно для такого маленького и независимого, как Mazda. Поэтому неудивительно, что компания активно ищет партнера и рассматривает любые альтернативы, под которыми подразумевается, в том числе, и предоставление лицензии на использование эффективной технологии экономии топлива SkyActiv. Первый шаг в этом направлении уже сделан – сотрудничество с Fiat и Alfa Romeo должно принести свои плоды. Напомним, что с 2014 года Alfa Romeo будет строить свой Spider в Хиросиме на базе MX-5. Дальнейший выход из кризиса руководство видит в освоении новых рынков. Сегодня Mazda еще не продает машины в Центральной и Южной Америке. Эти территории она планирует развивать, начиная с Мексики. Далее возможна экспансия в Индию, так что у Mazda есть все предпосылки для восстановления своей финансовой базы.
Однако, вернемся к машине. И сначала печальная новость для ностальгирующих: хэтчбека больше нет. Новая Mazda6 предлагается только в кузовах седан и универсал. Очень жаль, потому что именно 626-"хэтчбек" еще в далеких восьмидесятых способствовал тому, что "Мазду" всерьез восприняли в европейском автомэйнстриме. Он выиграл первые сравнительные тесты у корифеев среднего класса и тем самым продемонстрировал, что японский автопроизводитель обладает полным боекомплектом, а не просто роторными купе не от мира сего.
На данный момент Mazda имеет лучшие продукты, которые у нее когда-либо были
Но лишившись одного из кузовов, Mazda отнюдь не намерена отсиживаться в тени. Восприятие клиентами второго поколения "шестерки" было неоднозначным, поскольку машине не хватало четко определяемого характера. Всю эту расплывчатость японцы попытались ликвидировать в новом поколении. Для этой цели в рецепт были добавлены все термины, используемые компанией в последние годы – KODO, Takeri, SkyActiv, Zoom-zoom. Затем смесь была приправлена легковесностью, удовольствием от вождения, производительностью и эффективностью, уникальностью и массовой притягательностью. При этом любой шеф-повар скажет вам, что если cмешать в одном котле столько сильных ароматов, то результат не будет иметь логического смысла. Попробуйте объединить грибы шиитаке, баранину, сырые перепелиные яйца и дыню, посыпать сверху фенхелем и базиликом, а затем залить все это кефиром и тростниковым сиропом. Такому экзотическому блюду многие наверняка предпочтут даже кашу из топора.
Тем не менее, по многим пунктам машина удалась. Возьмем хотя бы внешний вид. К японскому дизайну претензии были, есть и будут, но Mazda6 прыгнула выше головы. Концепт Takeri, представленный в Токио более года назад, как раз придерживался линии "Душа движения" KODO. В том виде он буквально колонизировал мысли всех автожурналистов. Однако всем хорошо известно, сколь малая доля концепта воплощается в серийной модели. И здесь Mazda удивила всех. Они предупреждали, что Takeri "очень сильно" повлияет на новую "шестерку". Поскромничали… Mazda6 практически в точности повторяет концепт. У нее то же самоуверенное лицо с той же организацией элементов, та же изогнутая хромированная линия, окаймляющая решетку радиатора, тот же рельефный капот, те же массивные передние крылья. Одним словом, если второе поколение походило на героя аниме со своим калейдоскопом сложных геометрических фигур, интегрированных в фары, то новая Mazda6 поняла, как важно быть серьезной. Что касается задней части, то она практически идентична корме Maserati Quattroporte. Правда, это сравнение стоит рассматривать скорее не как похвалу "Мазде", а как упрек "Мазерати". Напомним, что совсем недавно так называемая "Маздерати Сеипорте" получила престижную награду "Red Dot" за свой дизайн.
Mazderati Seiporte
Насколько близки оказались Takeri и "6" внешне, настолько они астрономически далеки в интерьере. Возможно, свою роль сыграла минимальная комплектация предоставленной на тест машины, но от этого оформление салона не перестает поражать своей архаичностью. По беглой оценке свое время он не догнал лет на 10-15. Мрачноватая аура, отсутствие каких бы то ни было дисплеев и новомодных элементов управления, а также пластиковый руль оживляют давно утилизированные ячейки человеческой памяти. Но даже это "Мазде" можно было бы простить, если бы… не стартовая цена в 925 000 рублей (Opel Insignia смущенно качает головой). За эту сумму включать и выключать фары вы будете вручную, а при попытке переключить дорожку на сложно структурированном МР3-диске не раз вспомните японского городового.
Чем же объясняется такая непомерно высокая стоимость? Попробуем разобраться. Видимо, все дело в инновационных технологиях SkyActiv, подразумевающих сверхсовременные силовые агрегаты, шасси и кузова. На двигателях подробно останавливаться нет смысла, поскольку их принцип по косточкам разобрали после выхода CX-5. Нам лишь оставалось воочию убедиться, что они ультраэкономичны, и это действительно так. Машина словно получает топливо в процессе фотосинтеза, и в заявленные "Маздой" показатели расхода с небольшими оговорками можно поверить. Что касается кузова, то в его конструкцию было добавлено 20% высокопрочной стали. Система вентиляции и кондиционирования стала более компактной и менее энергозатратной, лобовое стекло – тоньше, а титановые болты ни на миллиметр не превышают нужную длину. Все это позволило немного выиграть в массе по сравнению со вторым поколением.
В негативной оценке салона свою роль сыграла минимальная комплектация
Пока на Mazda6 доступен лишь один двигатель. Это 2-литровый блок мощностью 150 л. с. В Европе этот же двигатель выдает 165 л. с., то есть специально для России с ее якобы драконовской налоговой системой мотор был слегка "задушен". Выходит, что по мнению Mazda 925 000 рублей за автомобиль российские клиенты осилить могут, а более высокую налоговую ставку уже нет… Для примера: в Европе Mazda6 доступна с 5 двигателями, два из которых дизельные. И как после этого можно говорить о приоритетности российского рынка, если нет элементарной альтернативы? К счастью, совсем скоро нашему клиенту будет доступен 2,5-литровый мотор мощностью 192 л. с., а еще чуть позже возможно даже дизель.
Пока еще сиротливый двухлитровый SkyActiv в паре с шестиступенчатой механической коробкой показал себя весьма бодро. Кстати, МКП предлагается только для самой бюджетной комплектации. Видимо, Mazda, как и многие другие, считает, что ручная коробка – это прерогатива нищих. А если человеку просто нравится переключать передачи, то он должен смириться с отсутствием какой бы то ни было роскоши и электроники. В разгоне до 100 км/ч машина с автоматом проигрывает механике около секунды. Многовато для 2013 года. На скоростях до 80 км/ч в салоне достаточно тихо, а вот как там дальше, не позволила узнать погода.
Двухлитровый SkyActiv в паре с шестиступенчатой механической коробкой показал себя весьма бодро
На улицах машина привлекает внимание скорее выборочно. На нее засматриваются исключительно японофилы из Toyota Camry, Nissan Teana, Honda Accord. Остальных участников потока автомобиль не особо интересует. В итоге новая Mazda6 оставляет противоречивые чувства. По основным параметрам и критериям она неплоха, но в ней нет ничего, за что можно было бы "зацепиться" и уже не отпускать. Это идеологически крепкий автомобиль, выполненный по всем маркетинговым канонам XXI века.
На фоне других японских марок Mazda всегда отличалась нестандартным подходом к делу. На сегодняшний день интересна ее позиция относительно завтрашнего автопрома. Да, все мы знаем, что электромобили – это неизбежная реалия будущего, но цифры продаж доказали, что люди еще не готовы. В Mazda уверены, что старое доброе легковесное шасси и некоторая доля передовых инженерных решений способны скрасить топливные расходы, поэтому они одними из немногих открестились от производства собственных электрокаров. Фактически то, какими они создали Mazda6, показывает, что их не особенно волнует и тема турбомоторов. На недавних мероприятиях по запуску своих новинок в Европе японцы даже установили поддельные дорожные знаки с сообщениями типа "Владельцы электромобилей путешествуют автостопом", "Осторожно! Впереди брошенные электрокары" или "Следующая станция зарядки через 360 километров". Электромобили относятся к далекому будущему. К 2020 году в лучшем случае 5% продаж будут приходиться на электрокары. Пока такие препятствия, как стоимость, запас хода и время зарядки не будут преодолены, подобные эксперименты не для Mazda.
Новая Mazda6 оставляет противоречивые чувства
В их понимании улучшение и обновление давно зарекомендовавших себя технологий - это более перспективная философия, чем инвестирование миллиардов долларов в сложные и надуманные гибридные системы, которые по-настоящему себя не оправдывают. С пришествием SkyActiv эта философия поднялась на совершенно другой уровень, и если все, чего добилась Mazda, - только начало, то любопытно посмотреть, что же будет дальше. Японцы выбрали правильный путь переосмысления автомобиля: сделать его лучше, делая его проще, и при этом сохранить его в том виде, в каком мы его знаем и любим. Денежные потоки, затрачиваемые на доработку всяких гибридов, могут быть перенаправлены в развитие традиционных автомобилей. Нужно быть реалистами и осознавать, что разорвать нефтяной цикл пока не удастся, но мы можем существенно ограничить ущерб, наносимый планете, тем, что мы имеем. Если бы философии, подобные SkyActiv, были усвоены другими автопроизводителями, эффект был бы налицо. Математика проста: машины стали бы использовать на 20-30% меньше топлива, а это совсем неплохо.
Mazda движется дальше. После долгого томления на переполненном рынке ширпотреба компания объявила, что намерена отойти от бюджетной ниши в попытке стать более премиальным брендом. Какова значимость игрока с жалкими 2%? Этот пункт руководство часто обсуждало и пришло к выводу, что если Mazda продолжит строить обычные автомобили для массового потребителя, то ей нет смысла существовать. Благодаря использованию новых технологий, инжиниринга и стиля, фирма хочет дистанцироваться от других японских автопроизводителей. Что же, обстановка благоприятная: по последним сообщениям йена снова слабеет, а это значит, что Mazda наконец может выйти в плюс. Давно пора, ибо пока концерн прозябал в убытках, у тинейджеров успела вырасти густая борода. Если Mazda продолжит делать акцент на сильной связи между брендом и клиентом, то их "SkyActiv" будет безоблачным.
Mazda стремится сделать автомобиль лучше, делая его проще, и при этом сохранить его в том виде, в каком мы его знаем и любим
Оценки автора:
Двигатель 9
Экстерьер 8
Интерьер 4
Вместимость 8
Управляемость 7
Обзорность 8
Подвеска 7
Работа МКПП 8
Расход топлива 10
Цена 4
Средний балл 7,3
Благодарим компанию "Мазда Мотор Рус" и лично Марию Магуайр и Олега Задорожного за предоставленный автомобиль.
Антон Ковалев
##Mazda6: восточный экстрактФото: Наталья Корченкова
Добавить комментарий