В последнее время, посещая различные интернет-сообщества, посвященные автомобилям и их ремонту, все чаще встречал мнение "ну вот раньше машины были машинами, а сейчас все одноразовые поделки". Что это: правда или больше похоже на автомобильный вариант поговорки о том, что "раньше и солнце светило ярче и деревья были выше"? Чтобы разобраться, было решено призвать на помощь автомобиль, являющийся потомком снискавшей себе славу неубиваемой, надежной и во всех отношениях "немецкой" машины — новый Volkswagen Passat.
Так сложилось, что именно на Passat B4 я осваивал азы вождения, а моим первым личным авто стал четырнадцатилетний B3 со 107-сильным мотором PF. В те дни казалось, что нет автомобиля лучше — с "вечной" и недорогой подвеской, большой, просторный, с солидно отзывавшимся на постукивание толстенным железом — по меркам ностальгирующих о тех благословенных временах, когда море было мокрее, а трава зеленее, это был идеальный автомобиль.
Внешность нового Passat как и подобает "немцу" - современность и солидность
Тем интереснее было попробовать на дороге его потомка. Хитроумные ходы маркетологов и разнообразие комплектаций приводят к тому, что под одним именем могут скрываться совершенно разные машины. Поэтому решено было взять на тест самый начальный вариант Passat со 122-сильным турбомотором объемом 1,4 литра и коробкой DSG.
Потомок
Внешне новый Passat достаточно красив. В нем нет азиатской кичливости, присущей, например, Mazda или Subaru, которые дизайном похожи на корейские телефоны, но есть ощущение современности и преемственности в линиях. Не огромен, но вместителен как внутри салона, так и в багажнике, который после нажатия на кнопку брелка раскрывает свою прямоугольную "пасть", словно бегемот, готовый поглотить "картину, корзину, котомку и маленькую собачонку". Впрочем, последнюю можно и в салон взять.
Опасения, что с подобным малообъемным мотором машина весом в 1 473 кг будет "тупой", развеялись после первого же старта. Свои 10,6 секунд до "сотни" Passat B7 выбирает четко и без напряжения. Да, при резком ускорении моментальный расход топлива подскакивает аж до 43 литров, но буквально в считанные секунды возвращается к нормальным 8,5, а затем и вовсе переходит к "крейсерским" 6 литрам. Конечно, машине не помешала бы семиступенчатая АКПП, позволившая увеличить как топливную эффективность, так и ресурс мотора. Последний, кстати, вызывает наибольшие опасения у поклонников "ретро" и механиков из числа любителей вспомнить о былых временах, когда машину можно было починить "на коленке". Но, по-видимому, конструкторами VAG движут какие-то высшие соображения. Первое впечатление от дуэта двигатель-трансмиссия весьма положительное, и оно не покидало до самого конца тест-драйва.
Прослеживаемая эволюция в линиях кузова - фирменная черта немецких машин. Фото: VW
Отделка салона у B7 напоминает Форд Мондео предыдущего поколения — ткань "Conte" и "фордовское" обилие серебряного пластика "под алюминий" или алюминия, который похож на пластик - сразу и не разберешь. Даже круглый циферблат часов похож на тот, который устанавливали в Mondeo. Все что не блестит серебром, то выполнено из пластмассы графитового оттенка, качественной, но на дверных карманах достаточно гулкой и пугающе похожей на черный лакированный картон.
Передняя панель перетекает планку под серебро - прием хоть и дешевый, но аллергии не вызывает. Фото: Автоутро
Настройки рабочего места вполне удобны, а регулируемая рулевая колонка — существенный плюс для высоких, толстых или длинноногих. Обзор великолепен, приборная панель хорошо читается. Консоль, на которой расположены органы управления мультимедиа, продублированные на руле, управление климатом и некоторыми электронными помощниками, не перегружена кнопками и регуляторами. Добавим сюда хорошую шумоизоляцию и получим настоящий комфорт, которым приятно наслаждаться сидя на заднем сиденье.
Отделка салона у B7 сильно напоминает Форд Мондео предыдущего поколения — даже аналоговый циферблат присутствует. Фото Автоутро
Иллюзия
"Иллю́зия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. "
Увы, конструкторы Volkswagen, столь удачно подобравшие сочетание "мотор-коробка", не смогли сделать того же с шасси и рулевым управлением. Подвеска Passat в комплектации Comfortline явно заточена на максимальный комфорт пассажира и водителя, если для последнего машина является рабочим инструментом и он проводит в ней по 8 часов в день. Автомобиль плавно идет по дороге, хорошо держит колею, но подвеска настолько сглаживает неровности дороги, что постепенно устраняет ощущения того, что машина вообще куда-либо едет.
Вдобавок у разработчиков Volkswagen произошла явная накладка с настройками электроусилителя рулевого управления – реакции на руле абсолютно не меняются, паркуешься ли ты почти на холостых оборотах или идешь на обгон на трассе — руль постоянно остается пугающе легким.
Может кому-то это подойдет, особенно если ты хрупкая барышня или профи, которому не гонки гонять, а работу работать. Но беда в том, что с таким сочетанием плавной и мягкой подвески и настройками руля, на котором не ощущаются никакие изменения в скорости или траектории, обманываются сразу несколько "датчиков" вестибулярного аппарата. Разрушается привычное, ожидаемое ощущение от движения и маневра на дороге и появляется неприятная иллюзия, что машину "несет", и она делает что-то вне контроля, в то время как она стоит на дороге словно влитая и едет туда, куда ее направляет руль.
Предвидя возражения о том, что "это бизнес-седан, а не машина для уличных гонок", сошлюсь на то, что принадлежность к бизнес-классу ближайшего конкурента - Opel Insignia, не помешала конструкторам GM наделить ее очень острым и информативным рулем.
Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток нового Passat. Он критичен для тех, кто привык к острому или тяжелому рулю и любит "погонять", но для тех, кому эта машина нужна как рабочий инструмент, подобная легкость может даже показаться плюсом.
Для хранения инструкции к авто, в перчаточном ящике предусмотрен специальный отсек. Фото: Автоутро
Насколько целесообразен вариант использования Passat B7 в качестве такси лучше чем журналисты ответят владельцы подобного бизнеса, но по словам сотрудников российского Volkswagen, машины в подобной комплектации зачастую интенсивно используются в качестве прокатных и успешно накатывают по 100 тысяч км. без особых технических проблем. Единственным препятствием для подобного использования может стать цена в 929 руб. в базовой и более чем 1 млн. 200 тысяч в насыщенной опциями комплектации.
Не из рода, а в род
Так было ли солнце ярче, а деревья выше? Пожалуй, что нет. Passat B7 остался большой семейной машиной и рабочим конем, каким были его прародители. Просто техническая начинка и уровень комфорта соответствует нашему времени, когда мало кто готов лить бензин ведрами и приобретать автомобиль не то что без ABS или подушек безопасности, но даже без ESP, климат-контроля, парктроника и прочих благ прогресса в виде подогрева зеркал и атермального остекления.
Хорошо это или плохо? Думаю, что хорошо. Кто-то возразит — "нынешний Passat не проходит столько, сколько выхаживали модели В3 и В4! Там были моторы-миллионники, а у этого "гоночный мотор" с соответствующим ресурсом". Отвечу вопросом на вопрос: А когда и где вы собираетесь накатывать этот миллион километров? Ведь дата наступления эры электромобиля уже названа — в Германии это 2020 год, когда по планам немецкого правительства на дорогах должен бегать 1 миллион электромобилей. В том же году в некоторых скандинавских странах вступит в действие полный запрет легковых авто с ДВС на ископаемом топливе. Так что наслаждайтесь плодами прогресса, а не думайте о том, как проездить на одной и той же машине ближайшие 15 лет.
Рассуждая о дороговизне современного Passat, не лишне посмотреть, что можно выбрать за те же деньги у конкурентов.
Mondeo в кузове седан и комплектации Titanium с двухлитровым 200-сильным мотором EcoBoost и 6-ступенчатой АКПП обойдется в 1 068 750 рублей. При этом вы получаете вместе с системой стабилизации курсовой устойчивости (IVD CDC) трехрежимный контроль жесткости подвески, а также систему бесключевого доступа и запуска автомобиля Keyless Entry/Keyless Start.
Бизнес-класс от Opel в комплектации Elegance, с пакетом Driver (датчики света и дождя, затемняющиеся зеркала, ксеноновые фары и Park Pilot) и круиз-контролем обойдется в 1 057 000 рублей. За эти деньги вы получите машину с гидромеханической шестиступенчатой АКПП и турбомотором объемом 1,6 литра, выдающим 180 лошадей.
При том, что в некоторых позициях Passat уступает Insignia и Mondeo, у него есть ряд плюсов. Во-первых, это Volkswagen и продавать подержанную машину с шильдиком, который гаишники когда-то называли "Перевернутая Мария", значительно проще чем многие другие марки — сила имиджа "народного автомобиля".
Во-вторых, налоговое бремя владельца Passat со 122 лошадками значительно ниже. В содержании машина обещает быть неразорительной - в постгарантийный период обилие качественных aftermarket-запчастей (т.н. "неоригинала") от все тех же поставщиков конвейера и большой опыт отечественных автосервисов по работе с этой маркой делает эксплуатацию машины вполне доступной.
В третьих, отсутствие некоторых опций если и можно заметить в процессе каждодневной эксплуатации, то с очень большим трудом.
Субъективные оценки по пятибалльной шкале:
Двигатель: 5
Экстерьер: 5
Интерьер: 4
Вместимость: 5
Управляемость: 2
Обзорность: 5
Расход топлива: 5
Подвеска: 3
Работа автомата: 5
Мультимедиа: 5
Цена: 4
Средний балл: 4.36
Сергей Домущий
очень позновательно