Очередное "джихад-такси", устремившееся прямо из третьего ряда к бордюру на взмах руки, нога жмет на тормоз, а рука давит на середину баранки и.....Первая мысль промелькнувшая через секунду после того как стих звук гудка из под капота, которым пришлось "поприветствовать" представителя теплых краев на убитом "Жигуле" - у конструкторов Audi явно все хорошо с чувством юмора! Может эти ребята любят пошутить, а может действовали из соображения: "чтоб по заметнее на дороге была", но почти паровозный рев клаксона ожидаешь услышать от самой маленькой "авдотьи" не больше, чем можешь представить себе Красную Шапочку распевающую "Sehnsucht" голосом Тилля Линдемана из Rammstein. Как оказалось позже, подобных ярких деталей и "фишек" в A1 великое множество.
Фамильные черты в дизайне фар и радиаторной решетки настраивают соседей по дороге на серьезное отношение. Фото: Автоутро
Впервые этот автомобиль живьем я увидел в Москве на церемонии награждения молодых дизайнеров Audi Car Design Awards 2011. Cерийная модель А1 вобрала в себя идеи концепта Metroproject Quattro 2007 и должна была стать запоздалым ответом на успех MINI, исправлением ошибок сделанных при выпуске A2 и продолжением традиций модели Audi 50.
Презентация А1 в Москве на Audi Car Design Awards 2011. Фото: Cardesign.ru
В целом дизайн машины — плод совместного творчества Эрнеста Царукяна, отвечавшего за внешний вид и разрабатывавшего интерьер Флориана Флаттау, которого работа в Audi спасла от приводов в полицию за граффити на "элементах городской среды". Но несмотря на оригинальность авторов, во время эффектной презентации сама машина особого впечатления на меня не произвела. Скорее всего виной тому неудачно выбранный вариант окраски — красный, который если и идет, то только Alfa-Romeo и ...закрытые двери, из-за чего салон можно было рассмотреть только в очень общих чертах. Именно благодаря последнему обстоятельству в тот вечер впечатления об интерьере Audi A1 практически отсутствовали. А как оказалось, они могли быть очень интересными.
Благородная сдержанность
Попадая в салон A1, моментально забываешь, что ты в маленькой машине. Все здесь солидно, по-немецки добротно и "премиально" — мало в какой машине подобных размеров ожидаешь увидеть, например, подсветку педального узла, срабатывающую при открывании дверей.
Салон А1 - все на месте и ничего лишнего. Фото: Автоутро
Никакого крикливо блестящего пластика — вместо него мягкий и очень приятный на глаз и на ощупь синтетический материал. Вместо вульгарных имитаций дерева и алюминия, которыми грешат "азиаты", "американцы" и даже кое-кто из германского "премиума", повсюду — от регуляторов зеркал, до накладок на дверные ручки - настоящий метал, оправленный кожей и все тем же мягким материалом. Голый пластик, красивого оттенка слоновой кости присутствует только в диффузорах системы охлаждения, но и он оправлен в алюминий. Все, что должно быть подсвечено — подсвечивается. И не какими-то архаичными лампочками, а диодами. Аналогичные, только более мощные диоды Hella, впервые появившиеся именно на Audi, использованы в дневных ходовых огнях, наряду с узнаваемой фальшрадиаторной решеткой, придавая фамильные черты младшей модели бренда.
Раз уж зашел разговор о внешности, то если и выбирать А1, то исключительно с окрашенной в контрастный цвет боковой линией крыши, которая придает хэтчбеку динамичные черты купе. Одноцветный вариант окраски делает машину заметно скучнее, а красный ей просто не идет.
Генри Форд был прав, когда говорил, что машина может быть любого цвета, если она черная. Фото: Автоутро
Итак, устраиваемся на водительском сиденье и здесь обнаруживаем такую приятную вещь как регулировки боковой поддержки. Пусть не электро и не пневматика, а механические, но свое дело они делают, позволяя удобно устроиться и хрупкой девушке и мужчине весом ...впрочем не будем о грустном.
Диапазон настроек сидений достаточно большой. Если и его не хватит, то можно воспользоваться регулируемым выносом очень удобного рулевого колеса. В результате непродолжительных манипуляций удается удобно устроиться на "рабочем месте". Ключ в замок, рычаг АКПП в положение D – поехали.
Как и положено немцу, "единица" отличается хорошей шумоизоляцией. Достигнута она не только количеством и сортами материалов, помещенных под обшивку, но и особым вниманием, которое разработчики уделили аэродинамике. Аэродинамическая облицовка защищает днище снизу и улучшает обтекаемость кузова, а заодно снижает уровень шума, работая вместе с шумоизоляцией. В результате - акустика достойная большого дорогого автомобиля.
Зажигалка
Выехав на шоссе обнаруживаешь, что тебя нагло обманули! Вместо маленькой женской машинки подсунули что-то совершенно из "другой оперы" и провоцирующее если не на пресловутое "агрессивное вождение", то по-крайней мере, на "светофорные гонки" и регулярное превышение скорости.
Из четырех доступных моторов (турбированные бензиновые ДВС объемом 1.2 и 1.4 или 1.6 турбодизель) мне достался единственно правильный 122-сильный 1.4 TFSI. Почему единственно правильный? Дизельные версии (105 и 90 л.с), мало того что не поставляются к нам официально, так и не могут похвастать ничем особым кроме крутящего момента в 250-230 Нм и расходом топлива в 3,9-3,8 литра на сотню. Учитывая специфику отечественных заправок — потенциальная головная боль с ремонтом дизельного мотора и шаманскими танцами вокруг авто морозным утром, перевешивает экономическую выгоду.
Самый маленький бензиновый мотор 1.2 TFSI даже на бумаге не обещает ничего выдающегося — всего 86 л.с. при оборотах в диапазоне от 1500 до 3500 с максимальным крутящим моментом в 160 Нм. Вроде бы неплохо, но до сотни машинка на МКПП разгоняется за 11,7 секунды. Добавим поправку на огрехи водителя и получим показатель сравнимый с каким-нибудь Volkswagen Lupo 1,4 образца 1998 года. Учитывая максимальную скорость в 180 км/ч, мы за достаточно серьезную сумму (об этом речь пойдет ниже) имеем весьма средний, по нынешним меркам, автомобиль.
"Прародитель" - Audi 50, выпускавшаяся с с 1974 по 1978 года. Фото: Audi
А вот всего прибавив 200 "кубиков"....
От своего главного конкурента - MINI Cooper S, маленькая Audi с меньшим по объему мотором, отстает в разгоне до 100 всего на 1,2 секунды, а двигатель 1.4 TFSI превращает езду в поистине увлекательное занятие - 122 лошади и крутящий момент в 200 Нм за 8,9 секунды разгоняет машинку до сотни, набор скорости происходит с поистине мотоциклетной динамикой, при этом под педалью остается весьма приличный запас — максимальная скорость заявлена в 203 км/ч. И это показатели машины с АКПП S-tronic.
Впрочем, я однозначно не стал бы и рассматривать вариант А1 с механикой — никаких преимуществ "ручка" тут не даст. Даже расход топлива у автомата на 0,1 литра меньше, чем у МКПП (5,2 против 5,3 литра). Что до "чувства" машины и "контроля" к которым так любят апеллировать поклонники МКПП, то тут у S-tronic, построенной по тому же принципу, что и DSG, все в порядке. В обычном режиме "D" при ровном темпе движения коробка держит обороты в районе полутора тысяч на скорости 60 км/ч и постоянно стремится вверх до 7-й (!) передачи, переключаясь, когда обороты достигают 2000-2500. При этом расход топлива держится на уровне 2,5-3,5 литра.
Перевод селектора в режим Sport позволяет удерживать мотор в районе 3000-4000 оборотов, что делает старт, последующий разгон и маневры мощнее и четче. Ни о какой задумчивости автомата говорить не приходится. Тем более, что перед нами не гидромеханический агрегат, а автоматизированная механика с двойным сцеплением. Задержки у S Tronic не превышают, а скорее всего, даже меньше, чем они есть на МКПП у подавляющего большинства водителей.
Единственный недостаток, который пока присущ всем АКПП, - коробка "не умеет" сама переключаться на низшую передачу перед поворотом, делая его прохождение более безопасным и управляемым, но в нашем случае на помощь электронному мозгу приходят человеческие руки на подрулевых лепестках.
Маневренность Audi A1 просто завораживает — отдельное спасибо здесь конструкторам за широкое шасси с плечом обкатки, оптимизированным для повышения устойчивости; за цепкие тормоза с электронной системой распределения усилий (EBD), гидравлической системой помощи при экстренном торможении и усилителем с функцией Dual Rate; а за также ESP с электронной блокировкой дифференциала передней оси и электро-гидравлическую рулевую рейку ZF Servotronic. Весь это коктейль из технологий превращает ощущения от езды на А1 в настоящий спортивный праздник.
Несмотря на собранность подвески, машина достаточно мягко идет по неровностям. Разумеется, при колесной базе в 2469 мм, случается, что на очень больших ухабах ее немного "козлит". Колейность А1 переживает спокойно, но время от времени с рулем придется побороться, особенно в случае если у вас установлены опциональные 17-дюймовые литые диски с резиной размерностью 215 на 40 мм. Зато по хорошим участкам на таких "катках" машина идет плотно как утюг по гладильной доске, ввинчиваясь в повороты словно по невидимому рельсу.
Проектировавший багажник явно не раз сам менял колесо - фальшпол удерживается удобными защелками, а дополнительные габаритные огни делают машину заметнее. Фото: Автоутро
Может ли быть лучше?
"Единица" абсолютно четко отвечает потребностям той аудитории, которой его предлагает производитель. Даже недостаточно просторное, но не номинальное, место для задних пассажиров, абсолютно естественно. Молодой городской житель вряд ли будет отягощен многодетным семейством и уж точно не будет перевозить на А1 комод (хотя сноуборд или плазменный телевизор легко поместится в багажник при откинутых задних сиденьях). Остальное — ходовые качества, комфорт, габариты, аппетит к бензину, а также стоимость запчастей и ТО — все укладывается в намеченные рамки.
Кстати, о ТО. Современная тенденция превратить визиты в автосервис не просто в редкие, а в очень редкие, не обошла и "единицу". Производитель рекомендует сервисный интервал в 30 000 км или не реже одного раза в 2 года. При этом сервис и ремонт, особенно в независимых автомастерских, обещает быть неразорительным. Многие из деталей в подвеске (рычаги, сайлентблоки, амортизаторы, стойки стабилизаторов и т.п) унифицированы с такими распространенными авто как VW Polo, Polo Variant, Polo Sedan, а также New Beetle и выпускаются на вторичный рынок теми же компаниями, что поставляют их на сборочный конвейер А1 в Бельгии.
Для автовладельцев из категории "кому всегда мало", "единица" предоставляет неплохую платформу для тюнинга в европейском стиле. Внеся изменения в программное обеспечение компьютера, двигатель можно "раскачать" со 122 до 150 л.с, штатные 15-дюймовые колеса меняются на 17-й, а то и на 18-й радиус вместе с тормозными дисками, размер которых можно варьировать от 232 до 288 мм. С помощью специального комплекта, предлагаемого фирмой Eibach, можно расширить ширину колеи на величину от 40 до 60 мм. Скорость прохождения поворотов на идеально ровной трассе благодаря такому тюнингу возрастёт, но машина станет требовательнее к мастерству и вниманию водителя — срыв в занос будет происходить гораздо резче, а повадки станут напоминать бешеного таракана - на каждой кочке и особенно в колее, автомобиль будет стремиться сам перестроиться в соседний ряд.
Тем же, кто склонен удовлетвориться лишь внесением спортивной нотки во внешность можно посоветовать комплекты тюнинговых боди-кит от Rieger, в которых А1 не утратит элегантности.
Боди-кит от Rieger. Фото: Rieger
А теперь о грустном
Стоимость Audi A1 1.4TFSI с коробкой S Tronic и максимальным набором опций составляет 811 617 рублей. Не спешите радоваться — такая цифра получается в переводе на наши деньги ценника в британских автосалонах. В Америке А1 не продается (что весьма удивительно на фоне успеха в Новом Свете MINI и FIAT 500) и это хорошо. А то, глядя на американский прайс пришлось бы расстроиться еще больше — он не превышал бы $27 000. Именно с этой цифры стартует там двухлитровая A3 TFSI.
В России же, благодаря неустанной заботе Президента, Правительства и таможни, к этой европейской цене необходимо прибавить около 100 000. В результате цене в базовой комплектации выходит около 907 000 рублей, а в приличном оснащении стоимость машины зашкаливает за отметку в 1 млн.
Резюме
Вернувшись на стоянку пресс-парка, я осознал, что расставаться с этим автомобилем совсем не хочется. Глядя на маленькую Audi и перебирая в памяти ощущения, накопившиеся за несколько дней поездок на ней, понимаешь, что перед тобой самый настоящий хит (собственно результаты продаж в Европе это подтверждают) и серьезная угроза доминированию MINI в классе маленьких машин премиум-сегмента.
Это очень яркий автомобиль, рождающий эмоции и выделяющийся на фоне одноклассников, что в нашу эпоху унификации автокомпонентов и перешлепывания шильдиков с машины на машину в зависимости от рынка, большая редкость. И если бы пришлось выбирать для A1 рекламный слоган, то, по-моему, им должно было бы стать слово "БЕЗУПРЕЧНОСТЬ", написанное большими буквами.
ДОСТОИНСТВА:
- яркая внешность и отличный интерьер;
- прекрасные ездовые характеристики;
- современная, хорошо согласованная с мотором АКПП;
- отличная маневренность, малые габариты;
- безопасность - 5 звезд в рейтинге NCAP;
- невысокий расход топлива и доступность запасных частей.
НЕДОСТАТКИ:
- высокая стоимость в России;
- возможно существенная потеря в цене при перепродаже.
Сергей Домущий
Добавить комментарий