Отчетливее всего человек осознает свою ничтожность, когда стоит рядом с чем-то огромным – небоскребом, горой или макетом динозавра. Гигантский объект внушает страх, а если он еще и движется, то вызывает бесконтрольную панику. Большинство обывателей считают большим автомобилем, например, Cadillac Escalade, но на самом деле большой автомобиль – это тот, на который нужно задирать голову. Тот, чья тень укроет футбольный стадион. Тот, в чьем бензобаке спрячутся десятки «Эскалэйдов». Мы имеем в виду карьерный самосвал, а если точнее, то БелАЗ, ведь его имя стало нарицательным, и любой другой гигант так или иначе идентифицируется как БелАЗ, хотя подобной техникой занимаются около 20 компаний по всему миру.
Короли угольных шахт никогда не спят. Эти колоссы работают по 24 часа в сутки, обладают мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, стоят столько, сколько 20 Lamborghini Aventador, и потребляют свыше 200 литров топлива в час. Тот, кто хочет сказать свое слово в глобальной добыче полезных ископаемых, должен иметь машины, которые выходят за рамки привычного. В прямом смысле этого слова. Будь то гравийные и угольные карьеры, медные и золотые рудники или бесконечные нефтеносные пески Канады – везде господствуют эти исполины.
Мало кто видел карьерный самосвал вживую, ведь они не ездят по дорогам общего пользования из-за своих габаритов и нежелательного воздействия на асфальт, но абсолютно любой гражданин нашей страны, если его спросить, в точности опишет БелАЗ и объяснит, почему он настолько крутой. Если некий персонаж или предмет становится героем анекдотов, это говорит о его глубокой интеграции в общество. БелАЗ давно стал героем анекдотов, причем анекдотов смешных, где юмор граничит с абсурдом и выделяется гипертрофированным сарказмом. «На краш-тесте нового БелАЗа было замечено, как бетонная стена пыталась отползти в сторону»; «Продаю БелАЗ после ДТП. Правое переднее колесо испачкано». Буквально месяц назад белорусскому заводу исполнилось 70 лет, и мы нагло напросились к ним в гости, чтобы оценить плоды многолетних трудов.
Завод БелАЗ расположен в городе Жодино в 40 км от Минска. Население города на 2018 год составляет около 65 000 человек, и каждый шестой житель работает на БелАЗе. Строительство в Жодино завода торфяного машиностроения началось в 1947 году. Через 10 лет он был перепрофилирован под выпуск 25-тонного самосвала МАЗ-525. Создание в рамках предприятия собственного конструкторского бюро привело к тому, что в 1961 году появляется первая самостоятельно разработанная модель – 27-тонный БелАЗ 540. Эти и 40-тонные БелАЗы 548 участвовали в строительстве важнейших народнохозяйственных объектов, которые позже историки назовут стройками века. За прошедшие годы БелАЗ методично наращивал грузоподъемность своих самосвалов, и сегодня актуальная линейка от самого маленького к самому большому выглядит так: 30 тонн, 45 тонн, 60 тонн, 90 тонн, 130 тонн, 160 тонн, 180 тонн, 220 тонн, 240 тонн, 290 тонн, 360 тонн и, наконец, не имеющий аналогов в мире 450-тонник. Кроме того, завод выпускает погрузчики, бульдозеры, машины для подземных работ, аэродромные тягачи и другую технику.
С улицы предприятие не производит впечатление объекта, за воротами которого собираются такие мамонты. И тем не менее эти мамонты безнаказанно ездят в самом эпицентре территории вдали от посторонних глаз. У бывалых сотрудников ни один мускул на лице не дергается, когда мимо проезжает 3-этажная глыба. У неподготовленного же зрителя от такой картины моментально седеют волосы на коленках. 112 Га наполнены новыми технологиями и оборудованием, осуществляющим весь производственный и технологический цикл. Это единственное в мире предприятие, осуществляющее конвейерную сборку карьерных самосвалов. БелАЗ главным образом ориентирован на экспорт. Ежегодно их техника отправляется в более чем 30 стран мира. Главный клиент – это конечно же Россия (более 60% продукции) и страны СНГ, однако белорусские самосвалы можно встретить и в странах Африки, Азии и Южной Америки.
Сборку малых и крупных самосвалов разделяют. Этим занимаются два отдельных цеха. На одном конце помещения стоит голый остов – рама, которая постепенно, шаг за шагом обрастает необходимыми узлами и агрегатами. Можно было бы подумать, что вокруг каждой такой машины, как в муравейнике, суетятся десятки людей, но на самом деле это не так. Количество ответственных сотрудников исчисляется скорее единицами. Да и вообще очень трудно поверить, что все это дело рук человеческих. В цехах царит стерильная чистота, как, собственно, и во всей стране. Республика Беларусь, ласково называемая последней европейской диктатурой, всегда довольствовалась малым и является уникальным местом, где живут очень добрые и отзывчивые люди. Иногда кажется, что именно так должна выглядеть идеальная славянская страна...
Каждый собранный самосвал проходит обкатку на местном полигоне, где имитируются условия (уклоны до 18 градусов), в которых машина действительно будет работать. Затем он снова разбирается и по частям перевозится непосредственно к месту назначения, где и происходит окончательная сборка. Транспортировка осуществляется по железной дороге, и лишь однажды отчаянные поляки пригнали в Жодино тралы и погрузили на них БелАЗы целиком, правда речь шла о достаточно маленьких самосвалах.
Что касается конкуренции, то тройка лидеров в данном сегменте уже давно обозначена. Помимо БелАЗа это американский Caterpillar и японский Komatsu. По глобальным продажам БелАЗ уверенно держит вторую строчку, хотя на фоне остальных обладает рядом преимуществ. Главное преимущество – это безусловно цена и стоимость послепродажной эксплуатации. Любопытно, что у основных конкурентов БелАЗа в гарантийный период зафиксирована одна стоимость запчастей, а как только гарантия заканчивается, их цена стремительно взлетает вверх. Если же такая ситуация происходит с БелАЗом, то это связано с колебаниями на рынке, а не с тем, что белорусская компания хочет больше заработать. То, что БелАЗ не лидер, объясняется скорее логистикой и удаленностью многих важных рынков. Например, налаживать торговые связи в Австралии гораздо удобнее из Японии, а подписывать контракты в Чили – из США. К тому же конкуренты используют очень агрессивный маркетинг. Кстати, во времена кризиса 2007-2010 годов, когда упали цены на нефть, а вместе с ними и цены на уголь и металлическую руду, продажи у всех игроков очень сильно просели. Но БелАЗу удалось за этот период из некоторых регионов даже вытеснить Caterpillar.
Сложно ли управлять БелАЗом? Зависит от того, с какой стороны посмотреть. Основная сложность – это габариты машины. Чувствовать их, кажется, можно только интуитивно, ведь водитель сидит на уровне второго этажа, а что там происходит на первом, его мало волнует. Сам же процесс управления не сложнее наших ежедневных манипуляций с легковушками, а то и проще. Кабина здесь стандартная для большинства моделей. Внутри два сиденья. Водительское более статусное и обтянуто кожей, а второе попроще и на некоторых моделях напоминает скорее табуретку. А вообще производитель может оформить салон в соответствии с желаниями клиента. Если тот потребует королевский трон, то так оно и будет. Здесь обычный руль, обычный селектор трансмиссии, цифровой дисплей на месте приборной панели и три педали – газ и две педали тормоза (электродинамический и гидравлический). Останавливать машину строго рекомендуется электродинамическим тормозом – иными словами, электричеством. Гидравлическим можно пользоваться либо на очень низких скоростях (5 км/ч), либо в экстренной ситуации. Если же его задействовать на полном ходу и часто, то очень быстро выйдут из строя тормозные диски, что не очень хорошо. Конкуренты БелАЗа даже красят эту педаль в алармистский красный цвет, чтобы раз и навсегда отбить желание ей пользоваться.
Заводится самосвал обычным ключом, оглашая окрестности характерным воем. Дальше на рычаге управления трансмиссией нужно нажать кнопку подключения привода, и вперед! БелАЗ играючи легко перемещается в пространстве (при этом он может разогнаться до 64 км/ч), как и заурядный «компакт». По уровню комфорта они также примерно равнозначны. Руль можно крутить одним пальцем. Одним словом, БелАЗ требует определенного привыкания. Чтобы иметь право им управлять, каждый водитель обязан получить «степень магистра». Кстати, этот самосвал вызывает маниакальное желание давить всех и вся, поэтому мы надеемся, что все будущие пилоты БелАЗов проходят обязательные консультации с психологами.
В свете развития беспилотных технологий было бы странно думать, что в сегменте карьерных самосвалов ничего такого нет. Как раз наоборот. Об автономных грузовиках начали задумываться задолго до того, как эти системы пришли в нашу рутинную жизнь. Некоторые БелАЗы, катающиеся по испытательному полигону, оснащены специальным оборудованием (антеннами, радарами, лидарами), которое позволяет убрать из уравнения человека. Сначала самосвал проедет по маршруту с водителем, запомнит все нюансы и дальше может действовать самостоятельно. Во время показательных заездов к 70-летию марки операторы демонстративно покинули кабины, и техника продолжила работать в лучших традициях фильма «Терминатор. Восстание машин». Интересно, что автономные самосвалы уже доказали свою состоятельность, а вот карьеров, которые способны поддерживать такой высокий технологический уровень, практически нет. До недавних пор такими карьерами могла похвастаться только Австралия, но сейчас испытания активно проводятся и в других странах, в том числе и в России.
Самая животрепещущая тема, связанная с XXL-грузовиками, – это их колеса. Самая большая шина на сегодняшний день имеет маркировку 56/80 R63, где R – это действительно радиус, а не диаметр. Таким образом, высота такого колеса составляет более 3 метров. Стоит оно около 100 000 долларов... Извините, нам нужен небольшой перерыв, чтобы осознать эту сумму ....................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................На БелАЗе может стоять продукция абсолютно любого шинника: и Michelin, и Bridgestone, и «Белшины». Часто самосвал продают вообще без колес, и тогда клиенту он обойдется более чем на полмиллиона долларов дешевле. В истории горнодобывающей промышленности так же, как и в истории рекордов скорости на суше, шина является главным ограничивающим фактором. Ее размер напрямую влияет на грузоподъемность. У шинников есть проекты колес и побольше, но пока еще никто не вышел даже на этап испытаний. Как только появится более крупная резина, БелАЗ готов ответить очередным рекордным самосвалом (в теории до 650 тонн). Если такое колесо взорвется, взрыв будет слышен на расстоянии пяти километров, а если рядом в этот момент будут находиться люди, то они превратятся в пыль. Шины взрываются довольно часто из-за перегрузов. Конечно, любой самосвал может тащить на себе больше, чем заявлено. Перед горняками всегда стоит задача привезти по максимуму, поэтому эти машины нагружаются от души. Однако нужно помнить, что ресурс автомобиля при этом будет очень сильно снижаться. Его можно измотать буквально за 3-4 года, в то время как в нормальных условиях БелАЗ будет исправно работать до 10 лет и пройдет более миллиона километров. С жульничеством пытаются бороться – вплоть до установки устройств контроля загрузки: с грузом выше нормы машина просто никуда не поедет.
Помимо автономности в автоиндустрии популярен так называемый даунсайзинг. Почему же всеобщая тенденция уменьшения размеров не затрагивает карьерные самосвалы? Дело в том, что развитие богатых месторождений все еще дело прибыльное. Добыча нефти и драгоценных металлов имеет смысл только при наличии максимальной эффективности, а максимальная эффективность в этом бизнесе тесно связана с максимальными размерами. Поэтому БелАЗ пошел на беспрецедентный шаг и создал машину, которая укладывается в голове только после бутылки крепкого алкоголя. Модель 75710 появилась в 2013 году. Это самая мужская машина на Земле, что бы вам ни говорили про Toyota Land Cruiser. Этот «толстяк» достигает 20,6 м в длину, 9,8 м в ширину и 8,1 м в высоту. Его кузов настолько огромен, что туда можно слить половину мировых запасов пресной воды. Когда грузовик пуст, он весит 360 тонн, и на него еще можно официально догрузить 450 тонн, хотя на самом деле в целях эксперимента БелАЗ увез блоки общей массой 503,5 тонны. Как же можно передвигать такую махину? – Только с помощью сверхсложных систем. В каждое колесо установлен массивный электромотор мощностью 1632 л. с. Cуммарный показатель равен 6528 л. с. Батареи для них были бы гигантских размеров и заряжались бы примерно за век, поэтому все электричество обеспечивается двумя дизелями V16 (по сути генераторами), каждый из которых выдает 2332 л. с. и 9313 Нм крутящего момента. Моторы здесь либо немецкой марки MTU, либо американской Cummins. На моделях попроще используются российские ЯМЗ. Есть пилотный проект со Scania и Liebherr, а на совсем карликовые самосвалы возможна установка двигателя Mercedes.
Концепция настолько большегрузного автомобиля стала жизнеспособной только благодаря блестящей идее разместить на передней оси два дополнительных колеса. В отличие от других БелАЗов, эта модель полноприводная, и обе оси к тому же поворотные. Грубо говоря, здесь два грузовика в одном. Конструкция поворотного механизма была одним из ноу-хау, над которым инженеры бились очень долго. Примененное решение уникально. Здесь использовался принцип поворотного механизма экскаваторов, только вверх ногами. В итоге радиус поворота составляет всего 20 метров, что по сути равно длине грузовика. За революционность и оригинальность разработки белорусские конструкторы даже получили премию шведской металлургической компании SSAB, хотя заслуживали как минимум Нобелевскую.
В природе таких машин существует всего три, две из которых аккуратно припаркованы на территории завода. Третий экземпляр вот уже несколько лет катается по Кузбассу, и за ним пристально наблюдают со всех уголков планеты. Наблюдают и ждут первого технического обслуживания, чтобы понять, насколько этот искусственный остров выгоден. Оправдаются их надежды или нет, уже неважно, потому что сам факт наличия такого автомобиля – это настоящий инженерный подвиг.
На заводе развит промышленный туризм, и за небольшую сумму любой фетишист-гигантоман сможет зарядиться эмоциями на несколько лет вперед. БелАЗ – это, пожалуй, единственный бренд на постсоветском пространстве, за который не только не стыдно, а с точностью до наоборот: после нескольких часов, проведенных на предприятии, сердце переполнила гордость. С днем рождения, БелАЗ! Живи и процветай!
Благодарим компанию ОАО «БЕЛАЗ» и лично Татьяну Малахову и Даниила Щербунова за возможность проникнуться духом карьерных самосвалов.
Антон Ковалев
Добавить комментарий