Гибридные автомобили бывают разных форм и размеров. Гибрид может принципиально отличаться от другого гибрида, хотя логотип сзади выглядит точно так же.
Цель данной статьи проста. Она поможет разобраться, какой именно гибрид вы водите и чем он отличается от непритязательного Chevrolet Volt и впечатляющего Ferrari LaFerrari.
Но сначала давайте кратко взглянем на историю гибридного автомобиля. Первым засвидетельствованным гибридным автомобилем был Lohner-Porsche Mixte Hybrid. Детище фабрики Lohner-Werke и Фердинанда Порше впервые было показано на Парижской всемирной ярмарке в 1900 году. Это значит, что гибридам больше ста лет.
Бензин-электрический автомобиль Lohner-Porsche использовал ДВС в качестве генератора и гигантскую свинцово-кислотную батарею, вращающую колеса посредством электромоторов с ступицах. Позже, в 1960-х годах AMC Amitron стал первым американским автомобилем, применившим рекуперативное торможение – жизненно-важную технологию в гибридном транспортном мире.
Как бы то ни было, современная история гибридных автомобилей начинается в 90-х годах – эпохе, которая дала нам овечку Долли, Spice Girls, войну в Персидском заливе и пирамиду МММ.
Теперь, когда мы рассмотрели основы, давайте выясним, сколько же существует типов гибридных автомобилей. К сожалению, человечество до сих пор не может договориться о точной цифре, потому что все теории непоследовательны. Мы будем отталкиваться от шести категорий.
Параллельные гибриды. Система параллельного гибрида была выведена на свет божий благодаря первому поколению Honda Insight. Это была машинка с дизайном летающей тарелки, двумя сиденьями и расходом 3,9 л/100 км.
В чем была ее особенность? В параллельной гибридной системе Honda Integrated Motor Assist. В первом поколении Insight эта система не может перемещать автомобиль одним лишь электричеством. Тем не менее, она может использовать электромотор, чтобы помочь основному двигателю добиться максимума.
Проще говоря, электромотор соединен с трансмиссией и обеспечивает дополнительную мощность при ускорении, а также подзаряжает аккумулятор при торможении.
Резюмируем: первая Honda Insight как и Honda CR-Z не может работать на электричестве. Таким образом это не полноценный гибрид. К этой группе также относятся, например, Volvo XC90 T8 Twin Engine. Шведский кроссовер использует электромотор, чтобы вращать задние колеса, обеспечивая тем самым полный привод.
Последовательно-параллельные гибриды. Если вам нужна экономия топлива, то последовательно-параллельные гибриды – это ваш выбор. Их часто называют гибридами с распределяемой мощностью, так как в силовом агрегате используются два источника энергии: электромотор и ДВС.
Разница между ним и параллельным гибридом заключается в наличии планетарной передачи, которая разделяет «питание» от ДВС и от электродвигателя. В зависимости от автомобиля разделение мощности может составлять 100% для ДВС, 100% для электромотора или любое другое мыслимое соотношение между ними. Наиболее известным примером считается Toyota Hybrid Synergy Drive или Toyota Prius.
Как следует из названия, последовательно-параллельные гибриды объединяют плюсы и минусы последовательных и параллельных гибридов. Тем не менее, они существенно эффективнее и тех, и других. К этой группе также относятся все гибриды от Lexus.
Последовательные гибриды. Помните Lohner-Porsche Mixte Hybrid из первых абзацев? Это классический последовательный гибрид. Сюда же можно отнести BMW i3 REx и усопший Fisker Karma. Если прибегнуть к более простой формулировке, то последовательный гибрид – это электрокар с расширенным запасом хода.
В англоязычных источниках названий этой группе великое множество: EREV, REEV, BEVx… Независимо от названия, главным преимуществом последовательного гибрида является простота, потому что машину мотивирует не ДВС, а электромотор.
А двигатель внутреннего сгорания выполняет совсем другую функцию – функцию бортового генератора. Верьте или нет, но большинство дизельных локомотивов (при наличии электрической передачи) являются последовательными гибридами, потому что огромный пыхтящий двигатель вращает тяговый генератор, питающий тяговые электродвигатели.
При всем при этом такие гибриды, как правило, стоят дороже, чем параллельные гибриды и даже электрокары. Например, ценовая разница между электрическим BMW i3 и BMW i3 с дополнительным 2-цилиндровым ДВС составляет 3 850 долларов.
Подключаемые (розеточные) гибриды. Имя говорит само за себя. Это тот гибрид, который вы можете подключить к розетке и «накормить» электричеством. Сюда входят, например, Mitsubishi Outlander PHEV или Chrysler Pacifica Plug-In Hybrid.
Эта степень гибридизации отличается более крупными батареями, чем у обычных гибридов. Разница налицо: типичный гибрид Hyundai Ioniq полагается на литий-ионную батарею емкостью 1,56 кВтч, в то время как подзаряжаемая версия Ioniq оснащается уже батареей емкостью 8,9 кВтч.
Излишне говорить, что основным недостатком такого гибрида является дополнительный вес батареи. Тем не менее, самый простой способ его оправдать – это ездить в чисто электрическом режиме на короткие расстояния. Однажды один владелец Chevrolet Volt умудрился проехать 1600 км на 19 л топлива, потому что в основном ездил по 16 км из дома на работу и обратно. Очень круто!
Мягкие гибриды. Это очередной тип гибридизации, и к нему относится Ferrari LaFerrari. Мягкий гибрид похож на параллельный гибрид, но предлагает ограниченные гибридные функции.
Другими словами, мягкий гибрид использует электродвигатель, обеспечивающий очень сомнительную помощь основному, то есть такая гибридная система не может обеспечить чистое электрическое движение.
Поэтому такой гибрид и называется мягким. Основной его признак состоит в наличии системы рекуперации кинетической энергии торможения (KERS), присутствующей на болидах Ф-1.
В гиперкаре LaFerrari героем можно назвать атмосферный V12, а вот электромотор – скорее второстепенный персонаж. Как мы уже сказали выше, LaFerrari не может ехать на одном лишь электричестве в отличие от гиперкаров-конкурентов Porsche 918 Spyder и McLaren P1.
Микро-гибриды. Микро-гибрид – это вещь, придуманная отделами маркетинга некоторых автопроизводителей. Поэтому мы имеем полное право не признавать его как настоящий гибрид. При этом микро-гибриды становятся лучше из года в год.
Микро-гибриды – это по сути любые автомобили, имеющие технологию старт-стоп. В отличие от настоящих гибридов эти машины при движении полагаются только на ископаемое топливо.
Даже в рамках этого типа существуют три подтипа: 1) машины, оборудованные системой старт-стоп; 2) машины, оборудованные системой старт-стоп и рекуперативным торможением; 3) машины, оборудованные системой старт-стоп, рекуперативным торможением, продвинутым аккумулятором и стартер-генератором.
Добавить комментарий