Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства«О допуске к управлению транспортными средствами». Публикация документа на правительственном сайте ставит точку в затянувшемся споре о том, как будет построен процесс обучения и сдачи экзаменов на водительские права.
В течение четырех месяцев Министерство внутренних дел обязано утвердить административный регламент: на практике это означает, что одобренные Медведем нововведения начнут работать в конце февраля 2015 года. Текст постановления был изучен и отобрано 10 главных новшеств, с которыми столкнутся будущие водители и автошколы.
Самообучение вне закона
До настоящего момента любой россиянин мог освоить ПДД самостоятельно и на общих основаниях пойти в ГИБДД сдавать экзамен. Со следующего года самоподготовка будет запрещена: всех будущих водителей в обязательном порядке направят в автошколы. По замыслу авторов реформы, такая мера позволит улучшить подготовку начинающих автолюбителей.
Репетиционный экзамен станет основным
На протяжении последних лет финальный этап обучения вождению выглядел одинаково: сначала кандидат в водители сдает внутренний экзамен в автошколе, а при успешном результате попадает на основной экзамен в ГИБДД, где к уже знакомому инструктору присоединяется инспектор.
В 2015 году инспектора можно будет вызвать «на дом»: сотрудники Госавтоинспекции сами придут в автошколу, что избавит учеников от необходимости дважды сдавать один и тот же экзамен. Но такую привилегию придется заслужить: представители ГИБДД начнут ездить по школам только через полгода после вступления регламента в силу. За это время ведомство соберет статистику: в список автошкол с особым отношением попадут учреждения, где теоретический экзамен с первой попытки сдают 80 процентов учащихся, а практический – 70. До истечения обязательных шести месяцев экзамен будет проходить по старинке в два этапа. Скорее всего, такая мера приведет к увеличению числа клиентов у «раскрученных» автошкол и оттоку учеников из «нерезультативных».
Теоретическая часть в электронном виде
Аналоговые способы сдать экзамен стремительно уходят в прошлое: отныне все автошколы обязаны принимать теоретическую часть в электронном виде. Еще летом в автошколах можно было написать ответы ручкой на листе бумаги – с 2015 года такой метод будет запрещен. Для водителей это означает только одно: стоимость обучения вырастет еще больше, ведь теперь автошколам придется закупать компьютеры для одновременного тестирования.
Практического экзамена полгода ждут
Теперь между сдачей теоретической и практической части экзамена может пройти полгода вместо прежних трех месяцев. Налицо тенденция удлинять все процессы, связанные с получением прав: интервал между двумя частями одного экзамена вырос вслед за увеличением количества часов на теорию. Наиболее медлительные курсанты смогут растянуть процесс получения прав на целый год. Между тем, еще летом водительское удостоверение можно было совершенно легально получить за полтора месяца.
Иностранцы будут сдавать экзамены вместе с россиянами
Просто обменять удостоверение своей страны на российские права у иностранцев больше не получится. С 2015 года всем жителям других стран, претендующим на регулярное управление автомобилем в России, придется проходить те же испытания, что и россиянам. Водительский стаж не играет никакой роли: в равной ситуации окажутся все иностранцы независимо от наличия у них прав. Исключение сделают для послов и сотрудников дипмиссий – люди с дипломатической неприкосновенностью продолжат ездить без российских удостоверений.
Упражнение «высади пассажира»
По-новому будет проходить практическая часть экзамена. Вдобавок к традиционному преодолению горки и параллельной парковке кандидатам в водители придется продемонстрировать умение ездить задним ходом, проезжать регулируемый перекресток и даже грамотно высаживать пассажира. Точные требования к посадке и высадке пассажиров, впрочем, в документе не указаны.
Разгоняйся или проиграешь
В перечне маневров, которые должен уметь начинающий водитель, появилась пара любопытных пунктов. Так, сотрудники ГИБДД получат право проверить умение автолюбителя совершать обгон. Иными словами, инспекторы смогут прямо попросить курсанта выехать на встречку. В качестве альтернативы предусмотрено опережение: похоже, право выбора останется за экзаменатором.
Высокую скорость проверит и пункт «движение с максимально разрешенной скоростью». До 2014 года инструкторы часто советовали ученикам поддерживать безопасный темп в 30-40 километров в час – теперь такая тактика не сработает.
Ездить на мотоцикле в 14 лет будет запрещено
В существующей редакции правил дорожного движения в пункте 21.4 прописана возможность обучаться управлению мотоциклом в возрасте от 14 лет. Постановление Медведева прибавило будущим водителям два года: наименьшим возрастом для начала учебы стал 16-летний порог. Вряд ли это что-то изменило, но теперь мы в курсе.
Экзамен запишут на видео
Автошколы еще не прекратили жаловаться на увеличение классных часов, а правительство уже приготовило им новый сюрприз: теперь каждую машину придется оснастить парой видеорегистраторов с функцией записи аудио. Согласно постановлению, видеокамеры должны фиксировать положение на дороге впереди и сзади автомобиля, а также все происходящее в салоне. Судя по всему, таким способом авторы реформы надеются искоренить коррупцию и получить доказательства того, что ученик самостоятельно управляет автомобилем – без камеры в салоне инструктор имеет теоретическую возможность помочь своему подопечному незаметно для инспектора ГИБДД. Заработает это и в обратную сторону: при необходимости недовольный результатом экзамена курсант сможет оспорить действия инспектора, просто предъявив видеозапись.
На площадках появится диспетчерский пункт
Искоренить человеческий фактор поможет и «оцифровка» тренировочных площадок. С 2015 года автоматизированные автодромы придется оснастить видеокамерами и датчиками движения: аппаратура покажет, грамотно ли курсант выполнил упражнение и не заехал ли за ограничительную линию. До настоящего момента правильность заданий инспекторы ГИБДД определяли «на глазок»: во время экзамена полицейские могли сидеть в машине или наблюдать за учеником снаружи. Возможность выбора сохранится и в 2015-м – отличие в том, что теперь инспектор не сможет списать собственную ошибку на невнимательность, а будущий водитель не скроет промашку от автоматики. В какую сумму выльется оснащение площадок полноценными диспетчерскими пунктами, пока неясно – отдельные автошколы говорят о неизбежном подорожании курса до 90-100 тысяч рублей.
Антон Погорельский
Источник: РБК
Добавить комментарий