Представьте мир, в котором вы можете владеть небольшим спортивным заднеприводным бюджетным автомобилем, потребляющим не останки динозавров, за миллионы лет переработанные в недрах земли в нефть, а водород. Это вовсе не пролог к книге какого-нибудь писаки-фантаста, а давно уже реальность, хоть и забытая.
В начале 1990-х японская компания Mazda построила MX-5 Miata, работающую на водороде. Но самое интересное здесь то, что под капотом у родстера был роторный мотор. Да, чумовое должно быть сочетание - родстер, ротор и водород (жаль, что тоже не на «Р»). В общем, эта водородная Miata, построенная в 1993 году, пожалуй, если не лучшее, то точно самое интересное, что компания «Мазда» когда-либо делала.
Другие японские компании Honda и Toyota тоже экспериментировали с различными формами водородного топлива. Однако Mazda отличалась от них тем, что использовала роторные двигатели в своих экспериментах.
Роторные моторы Mazda славились своей большой мощностью при малом объеме. Это были агрегаты, способные унести ваш спорткар в стратосферу, обогнав по дороге пару ракет Роскосмоса. Но все же минусов в них оказалось куда больше: большой расход масла и топлива, загрязнение окружающей среды, склонность к перегреву и, наконец, их недолговечность. Двигатель в RX-8 – последнем роторном спорткаре Mazda – был, пожалуй, самый хилый. Удачей считалось, если он доживал до 100 000 километров пробега. Сейчас японская компания вновь вернулась к разработке бензиновых роторных двигателей, пообещав исправить все недостатки.
Вернемся к водороду. В 90-е выяснилось, что водородное топливо и роторный двигатель идеально совместимы. Связано это с тем, что на роторном двигателе камера впуска отделена от камеры сгорания, что снижает риск аномального горения и делает более жизнеспособным водород в качестве источника топлива.
Первым «маздовским» роторным автомобилем на водороде был HR-X, выпущенный в 1991 году. Этот маленький хэтчбек с внешностью дельфина, скрещенного с марсианином, мог проехать на полном баке водорода до 202 километров. Да, сейчас эти цифры не впечатляют, учитывая, что какой-нибудь электрический кроссовок проезжает больше. Но 23 года назад - другое дело! Успех! Восторг! Инновации!
Кстати, обратите внимание, что тенденция облачать суперкрутые инновационные экологические разработки в уродские костюмы была уже тогда. И успешно сохраняется по сей день: взгляните только на Toyota FCV Mirai.
Все же в 1993 году Mazda оставила без работы своих горе-дизайнеров, решив поэкспериментировать с родстером MX-5 Miata. Внешне все осталось без изменений: элегантно выдвигающиеся фары, открытый верх и два места. Но внутри все преобразилось до неузнаваемости. Рядный четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель, который ставился на MX-5, выбросили. А на его месте расположился двойной роторный 1,3-литровый мотор, подобный тому, что использовался на спорткаре RX-7. Правда, неизвестно, был ли он турбированный. Водородный роторный мотор на MX-5 был мощностью 118 л.с. и обладал крутящим моментом в 164 Нм.
В багажнике у инновационной Miata расположился специальный резервуар для хранения водорода в безопасном состоянии в виде гидрида. Сам бак представляет собой систему сложенных в ряд труб. Каждая труба, в свою очередь, состояла из крошечных трубок для отопления и охлаждения, а также ячеек с гидридом внутри.
К сожалению, из-за всей этой сложной системы маленький родстер лишился одного из своих преимуществ — легкости. Машина потолстела примерно на 230 килограммов, став, вероятно, одной из самых тяжелых MX-5 за всю историю. Масса водородной машины составила около 1230 килограммов.
Вес и сложность в изготовлении были не единственными проблемами водородной «Мазды». Чтобы залить водородное топливо в бак всего на 90 километров пути, требуется целых 10 минут времени. Из-за всех этих агрегатов в машине не осталось свободного места, а в управлении родстер стал похож на семейный минивэн.
Водородная роторная Mazda MX-5 Miata это лишь один из многих экспериментов японской компании по использованию водорода, как альтернативного вида топлива. Японцы продолжали работать над водородными роторными двигателями вплоть до 2012 года. Основным подопытным в их опытах стал спорткар RX-8. Но вместе с уходом машины на покой ушли и эксперименты. В компании даже заявляли, что собираются использовать водородные роторные двигатели в электрокарах, но из-за сложности реализации проект был приостановлен.
Фанаты Miata часто задавались вопросом: «Почему Mazda не воткнет ротор в MX-5?!» Но теперь мы знаем, что родстер уже примерял роторный двигатель, хоть и немного модифицированный.
Добавить комментарий