Когда человек приходит в автосалон, чтобы купить себе автомобиль, рано или поздно настает момент, когда он садится за руль избранной им красавицы и заводит двигатель. И как только машина оживает, покупатель окунается в целое море механических звуков, которые образованы вращающимися, трущимися, сжимающимися и разжимающимися деталями. В этом и состоит работа Кары Гордон — сделать так, чтобы потенциальному покупателю понравился звук машины.
Кара работает инженером по звукам и вибрациям в General Motors. Она занимается этим с 1999 года и является членом целого коллектива, который занимается созданием голоса новой Chevrolet Impala. Концерн GM продвигает свой люксовый автомобиль как самый тихий из полноразмерных седанов. В компании приложили немало усилий для разработки шумоизоляции Impala, но что более интересно — это работа над тем, чтобы пустить в салон те звуки, которые водитель должен услышать.
Было время, когда звук каждой машины создавался реальными механизмами, но то дело минувших дней. Сегодня над звуком каждой конкретной машины работают не меньше, чем над звучанием какого-нибудь старинного органа. Дело в том, что сегодня машина должна не просто хорошо ехать, она должна еще и звучать соответствующе. Звук — это часть водительского опыта и один из важнейших элементов взаимодействия машины и водителя.
На создание подходящего звука уходят усилия целой команды, период от чертежей до серийного производства нередко достигает двух лет, а то и больше. Все это время команда инженеров работает над одной машиной. Есть специальная группа людей, которые занимаются исключительно теми звуками, которые производит сам мотор. Еще один человек занимается звуковым оформлением различных аксессуаров. По словам Кары, генераторы доставляют больше всего проблем. Отдельные инженеры занимаются климатическими установками, шасси и так далее. Сама Кара Гордон работает над шумоизоляцией автомобиля с помощью шумопоглощающих материалов и специальных звуков, направленных на отвлечение внимания водителя от шума. Два других человека заняты скрипами и грохотами, если их можно так описать. Никаких раздражающих звуков вся эта команда инженеров не допускает в салон.
Кара проводит много времени, разъезжая за рулем прототипов и слушая их. Самые разные условия могут влиять на образование тех или иных звуков. Но она путешествует не в одиночестве — ее сопровождает специальное записывающее устройство под названием Aachen HEAD, которое выполнено в виде человеческой головы с микрофонами в ушах. Вернувшись в лабораторию, инженеры анализируют, что записала эта "голова".
"Меня не интересует громкость звуков, меня интересует, на что эти звуки похожи", - говорит Гордон. "Это как свист в шумной толпе: несмотря на то, что он может быть на 10 децибел тише толпы, его все равно слышно". Для большинства водителей каждый неожиданный звук означает, что необходимо посетить сервисный центр. Никто просто не пустит машину в производство, если она как-то неправильно звучит.
"Нас больше беспокоят звуки, которые могут показаться неприятными или раздражающими или и вовсе ассоциироваться с поломкой", - рассказывает Кара Гордон. Это в большинстве случаев связано со звуками, которые машина издает в ответ на какое-либо действие водителя: нажатие на кнопку, поворот шайбы регулятора климат-контроля или открытие или закрытие дверей. "К примеру, в Impala установлена прекрасная мультимедийная система, и мы потратили немало сил, чтобы оно звучала, как следует".
А вот "как следует" меняется от машины к машине. К примеру в спорткарах намеренно делают слабую шумоизоляцию, чтобы водитель хорошо слышал собственный мотор. К семейному седану такое, разумеется, неприменимо — в нем люди должны слышать друг друга, а не движок.
В случае Impala, которая относится к премиум-классу, GM постарались обеспечить наивысшую степень шумоизоляции, но не все так просто, ведь под капотом там гордость марки — двигатель V-6, и конечно, в компании хотели бы, чтобы водитель его услышал. "Мы хотим услышать от наших клиентов что-то, вроде "Ого! Этот мотор звучит мощно и приятно".
Это может показаться странным, но чтобы создать у клиента впечатление, что с двигателем все отлично, в компании вынуждены частично маскировать его реальный звук. В общих чертах, чтобы увеличить экономичность мотора, нужно снизить рабочий диапазон его оборотов. Так делают в течение последних нескольких десятилетий. В 1990-х нормальные обороты четырехцилиндрового двигателя были в районе 3400 об/мин, сегодня же они нормально работают и при оборотах ниже 2000.
Но снижая скорость вращения ведущего вала, вы снижаете частоту звука, который он издает. И вот на этих самых оборотах моторы издают звуки, которые Гордон называет "жалобными стонами", люди их не очень-то жалуют, ведь создается ощущение, что машина сломана. Поэтому разработчики вынуждены выдерживать баланс между рабочими оборотами мотора, его экономичностью и его звуковым сопровождением, которое ни в коем случае не должно отпугнуть клиента.
Одним из решений стала система активного шумоподавления, которую и применил концерн General Motors в своем автомобиле. Подобная технология сегодня используется во многих дорогих моделях наушников. Микрофоны, установленные в различных частях салона, "слушают" звуки, которые издают двигатель, подвеска и другие элементы. Чтобы погасить звук, система проигрывает через динамики автомобиля "противоположный" звук, который и гасит лишние шумы.
Некоторые звуки в машинах и вовсе искусственные. К примеру, поворотники раньше щелкали из-за обыкновенного реле, которое то зажигало лампы, то гасило. Сегодня же эти механизмы давно устарели и не используются. Поворотники включаются абсолютно бесшумно. Но тот звук до сих пор очень важен при взаимодействии автомобиля и человека, поэтому вы слышите просто звуковой файл, который проигрывает система автомобиля.
Такие специалисты, как Кара Гордон, стали невероятно важны именно сегодня, когда на рынке стали появляться электромобили. Электромотор работает практически бесшумно, и в будущем это может стать проблемой. Ведь приближающийся звук ревущего мотора всегда служил сигналом тревоги для пешехода. Электрокары обязаны издавать хоть какие-то звуки, чтобы известить о своем приближении. И сегодня многие компании работают над созданием определенных норм и стандартов для решения этой проблемы. Ведь звук не должен быть излишне устрашающим, излишне тихим или вовсе раздражающим. В любом случае, возможности у этих спецов по звуку практически неограничены.
Добавить комментарий