Чуть больше века минуло с тех пор, как первая моторизированная коляска проехала первые метры по старинным, еще незаасфальтированным, дорогам того мира. А спустя всего несколько десятилетий подобные кареты с моторами уже были широко распространены, и все больше и больше людей пользовались такими транспортными средствами ежедневно. На них полагались и надеялись, что они сделают жизнь проще и лучше, что они смогут доставить людей в необходимое место за небольшое время.
В те времена доехать куда-либо самостоятельно, не прибегая к помощи лошади, - было чем-то неслыханным. А сегодня, когда на дворе 2012 год, а на носу и вовсе 2013, практически любой человек может позволить себе получить права и отправиться на своем личном автомобиле куда его душе угодно.
И сегодня перед нами высится новая ступень эволюции автомобильной индустрии. Речь идет не о гибридах, не об электрокарах и даже не о машинах на водороде, воде и бензине из воздуха. Разумеется, речь идет об автономных, или беспилотных, автомобилях, концепты которых еще пару лет назад воспринимались, как что-то невозможное, как технология на грани науки и фантастики. А уже сегодня корпорация добра Google, лидер в этой сфере, проводит испытания своего самостоятельного автомобиля. Надо заметить, у них неплохо получается — их автомобиль преодолел без инцидентов почти 500 000 километров. То есть технология, которая несколько лет назад, казалась абсолютно фантастически-утопической, сегодня реально применима, реально осуществима и реально работает. У нее большое будущее, она может изменить как сами автомобили, так и наше к ним отношение и восприятие процесса вождения.
Audi RSQ
Вспомните такие замечательные фильмы, как «Вспомнить все» 1990 года, снятый по рассказу Филиппа Дика «В глубине памяти», или еще одну киноленту, снятую по мотивам произведений Айзека Азимова «Я, робот», где герой Уилла Смита разъезжал по урбанистическим туннелям Чикаго 2034 года на роботизированном двухдверном купе Audi RSQ, концепт которой был специально создан для этой экранизации. А ведь Азимов писал свои произведения в середине ХХ века, и уже тогда писатели-фантасты грезили о беспилотных машинах с голосовым управлением, которым скажи слово — и она повезет вас, куда вам заблагорассудится.
Безусловно, система автономного управления автомобилем компании Google находится в испытательной стадии, но она работает. И раз уж пока не случилось ни одного инцидента, ее можно считать безопасной. Вероятно, эту систему даже можно использовать в условиях повседневного трафика. Она использует множество датчиков, радар и сложное инновационное программное обеспечение, чтобы заставить все это работать. Машина со всеми этими нано-технологиями на борту больше похожа на личный автобус или поезд, на который у вас всегда есть билет.
Сегодня практически все автопроизводители вразнобой кричат о том, что будущее уже наступило и буквально стучится к вам в дверь. К примеру, к вам в дверь скоро будет стучаться BMW i3 — городской электрокар, который, по слухам, будет оборудован всеми необходимыми для автономного управления функциями, а кроме того, он даже сможет самостоятельно перестраиваться из полосы в полосу. Ожидается, что в производство он поступит в конце 2013 года, то есть всего через год у человечества будет на руках средство передвижения, которое сможет самостоятельно ездить в непростых городских условиях с минимальным вмешательством со стороны водителя.
Наверняка, со временем изменится и понятие «водитель», поскольку изменится наше восприятие процесса вождения. Возможно, всего лет через десять-пятнадцать мы будем слышать какой-нибудь чудаковатый термин, вроде «активный пассажир» в том же контексте, в каком сегодня мы используем «водитель». В этом, в общем-то, нет ничего плохого: не так уж много людей действительно получают удовольствие от вождения, а если вы что-то делаете без удовольствия, наверняка вы делаете это не так хорошо, как вам хотелось бы. Дело в том, что для многих водителей сегодня нахождение за рулем — суровая ежедневная необходимость, сродни походу в супермаркет или мытью посуды. Может быть, с помощью автономных машин снизится количество ДТП.
Беспилотная автоколонна Volvo
В конце концов, эти технологии помогут перемещаться с комфортом людям с ограниченными возможностями. Они смогут стать немножко более независимыми и самостоятельными, ведь даже слепые смогут иметь такие машины. Но это, разумеется, не в обозримом будущем, а в том, что скрыто от нас туманом неопределенности. Или представьте ситуацию, когда вы можете на автомобиле приехать в бар, без опаски выпить с друзьями, а в конце вечера еще и развезти всех по домам. Вот это действительно революционно.
А вот что совершенно точно, так это то, что водительские удостоверения будут выдаваться и машинам тоже. В Соединенных Штатах самостоятельные автомобили уже могут получать такую лицензию, но пока в рамках эксперимента и только для проведения испытаний такими компаниями, как Google. Сегодня уже несколько американских штатов узаконили передвижение по общественным дорогам таких автомобилей.
Так что вполне возможно, что одна из прихотей фантастов скоро станет не просто реальностью, а превратится в ежедневную рутину, на которую мы даже не будем обращать особого внимания: едет — и хорошо.
Александр Столяров
Добавить комментарий