В последнее время у нас в стране неожиданно поднялась тема электромобилей. Даже в Минтрансе обсудили вопрос допуска электрокаров на выделенные полосы. Конечно, владельцы электромобилей и гибридов, заплатившие за свои экологичные авто немалые деньги, были бы совсем не против получить за спасение экологии страны какие-нибудь льготы и бонусы со стороны государства. Но как бы похвально ни было желание заботиться об экологии (или желание следить за развитием передовых технологий), у нас на данный момент слишком слабо развита инфраструктура для подобных автомобилей.
В пределах МКАД действует лишь одна-единственная гибридная заправка, находящаяся на 26-ом километре этого самого кольца. Да, конечно, всего в московском регионе открылось уже больше 40 электрозаправок. Но этого явно недостаточно для полномасштабной экспансии автомобилей на электротяге. На данный момент в России сертифицирован для продажи всего один полноценный электромобиль — Mitsubishi i_Miev, маленький автомобильчик А-класса. Их пока продано меньше ста штук, поэтому говорить о том, что уже введенные в эксплуатацию электрозаправки пользуются популярностью и оправдывают вложенные в них гигантские инвестиции, рановато.
Совсем недавно Министерство транспорта предложило нашим чиновникам сменить свои представительские лимузины на экономичные и экологичные электромобили. Вот если слуги народа внезапно действительно променяют свои прожорливые люксовые седаны на авто А-класса на батарейках, то шансы на ускоренный рост электрокаровой инфраструктуры вырастут в разы. Но даже если произойдет чудо и у нас появятся электрозаправки "шаговой доступности", то что произойдет с нашим авторынком и с ситуацией на рынке нефтяном? За примером далеко ходить не нужно, всегда под рукой пример Запада, пробующего все новое гораздо раньше нашего брата.
Mitsubishi i_Miev
В США и Европе владельцы электрокаров и гибридов имеют преимущества перед остальными автолюбителями. Их пускают в центр города бесплатно, разрешают парковаться в деловом центре опять же бесплатно, они имеют хорошие ощутимые льготы при оплате транспортного налога. Это все замечательно, но есть в этой моде на машины на батарейках и подводные камни. В Штатах с недавних пор стали замечать, что ситуация с общим состоянием дорог стала ухудшаться. Дело в том, что обычные двигатели внутреннего сгорания тоже имеют тенденцию к развитию, улучшая характеристики экономичности. Исследователи выяснили, что за последние 13 лет, несмотря на колоссальный рост количества автомобилей, уровень потребления топлива снижался за счет более экономичных моторов.
Здесь все дело в том, что в США налог на топливо не менялся уже почти 20 лет, с 1993 года. Именно с этого дохода государство ремонтирует старые дороги и строит новые. Если двигатели с течением времени будут требовать все меньших объемов топлива, то американское государство будет получать копейки с налога на горючее. Соответственно, дороги будут становиться все хуже и хуже. Власти США всерьез задумались о пересмотре налога на топливо, чтобы хоть как-то исправить ситуацию.
У нас в стране все немного иначе. Во-первых, наши сограждане имеют серьезный стимул купить гибрид или электрокар — цены на бензин растут, как на дрожжах, каждый день ставя новые рекорды, и это в нефтедобывающей стране. Согласно опросу, проведенному подкомитетом по стратегическим инновациям в автомобилестроении Торгово-промышленной палаты, большинство россиян действительно имеют твердое желание приобрести электромобиль, и, что немаловажно, 37% опрошенных имеют желание сэкономить на традиционном топливе, цены на которое постоянно растут. Единственный фактор, который останавливает людей на пути к "чистому" авто, - их цена. Стоимость того же Mitsubishi i_Miev составляет 1,8 млн. рублей. За эти деньги можно приобрести отличный семейный кроссовер, нашпигованный какими угодно вспомогательными системами и прочей развлекательной электроникой. То есть окупаться электромобиль будет довольно долго, скорее всего дольше своего срока службы.
Лючок "бензобака" электрокара Tesla
К слову о сроках службы. Есть некоторые особенности у гибридных и электрокаров, связанные с батареей — основным источником питания для них. В наших широтах климат иногда крайне негативно сказывается на сроке жизни никелевометаллогидридных и литиево-ионных аккумуляторов, сокращая и расстояние, которое может проехать автомобиль на одном полном заряде. А замена батареи обойдется владельцу в приличные деньги.
Кроме того, нашему государству просто-напросто совсем не выгодно развивать электротранспорт, дотируя покупку продвинутого авто, как это практикуют некоторые западные страны. По логике вещей, если у нас в стране, да и не только, электротранспорт станет конкурировать по популярности с обычным, то это повлечет за собой рост потребления электроэнергии, что не может не сказаться на экологии, потому что увеличившийся спрос на электричество будут удовлетворять все те же "старые добрые" газовые и угольные электростанции.
Фирменная заправка Tesla
Так что целесообразность массового перехода на электротранспорт можно смело ставить под сомнение. Ведь чем больше будет спрос на авто на электротяге, тем больше к ним будет требоваться аккумуляторных батарей, а их производство наносит неслабый удар по экологии. Да и электроэнергию мы получаем совсем не из воздуха. Словом, за что боролись, на то и напоролись.
Александр Столяров
Добавить комментарий