Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Экономические страсти 2009 года

Экономические страсти 2009 года

Уходящий 2009-й стал для мировой экономики настоящим испытанием и одним из самых неблагополучных годов, начиная с Великой депрессии 1929-го. Он стал определяющим, поскольку показал реальное положение дел и значительно подкорректировал прогнозы, во многом - чересчур оптимистичные, сделанные годом ранее. Не стала исключением и автоиндустрия, понесшая значительные потери одной из первых в реальном секторе. Давайте же перед тем как отпраздновать светлые рождественские праздники и вступить в Новый 2010-й еще раз взглянем на год минувший и попробуем разобраться в этой непростой ситуации.

Крушение американских надежд

Еще в 2008 году многие аналитики полагали, что экономический кризис отчасти приведет к укрупнению предприятий, отчасти - к закрытию отдельных брендов, а отчасти - к банкротствам. Причем все три процесса должны были идти одновременно. Стоит отметить, что подобные эксперты были в меньшинстве, т.к. многие связывали помощь банкам, обещанную будущим президентом США Обамой, с ростом потребительских кредитов - в том числе при покупке нового автомобиля. Однако, оптимизм себя не оправдал и с исчезновением денег у простого покупателя исчез и спрос на автомобили. Как следствие, лидерами по потерям стали американские автогиганты - GM, Ford и Chrysler.


Экономические страсти 2009 года
GM стал лидером по потерям. Фото: Авто.Yтро©


Хуже всего пришлось первому - компании пришлось провести масштабную реструктуризацию, продать Hummer китайской компании Sichuan Tengzhong, ликвидировать два бренда - Pontiac и Saturn и пережить процедуру банкротства только благодаря помощи в более чем 50 миллиардов долларов от правительства США. Впрочем, этим дело могло не ограничиться и на протяжении практически всего года шли переговоры о продаже Opel консорциуму канадской Magna и российского "Сбербанка". В итоге планам не суждено было сбыться, и в ноябре мы узнали: GM не продал Opel, благодаря той самой помощи от Дяди Сэма. В принципе, первоначальное стремление продать немецкий бренд понятно: ведь он не приносил автогиганту желаемой прибыли, при этом против закрытия завода в Германии резко выступило правительство этой страны, что все больше и больше превращало его в балласт. Однако понятен так же и резкий отказ от сделки с Magna и "Сбербанком" - после помощи американского правительства немецкий бренд уже не висел таким тяжким бременем. Кроме того, в обеих странах - и в Германии и в США - начала действовать программа по обмену старых авто на новые, что тоже слегка оживило спрос. В то же время отдавать россиянам и канадцам ноу-хау в условиях кризиса было бы нелогично. И тут уже не место деликатности - в кризисных условиях свободного рынка выживает сильнейший.

Однако назвать положение компании хорошим никак нельзя: массовые сокращения рабочих мест в Европе, падение спроса и долги перед правительством США - все это про нынешний GM. Кроме того, до конца 2009 года должна решиться судьба еще одного бренда - шведского Saab, на долю в котором претендуют китайская компания Beijing Automotive Industry Holding Co и нидерландский автопроизводитель Spyker.

По другому обстояло дело у Ford: несмотря на сокращения в Европе и продажу Volvo китайскому Geely, компании удалось остаться на плаву и даже увеличить мощности на заводе в России. Оно и понятно: продукция Ford в целом отличается большей массовостью и компактностью - именно это и оказалось востребованным во время кризиса. Вполне понятным и логичным на этом фоне выглядит и продажа 20% в Chrysler итальянскому Fiat - ведь именно европейские технологии создания бюджетных автомобилей могут помочь американцам пережить столь непростое время и приспособиться к новым условиям.

Однако рисовать положение Ford хоть сколько-нибудь в розовых тонах нельзя - компания входит в первую тройку по потерям. Просто у автогиганта еще есть козыри в виде новых моделей и дешевизны продукции, которые помогут ему не сломаться под натиском рецессии.

Наступление народных автомобилей

Конечно, мировой кризис - не подарок не только для американских автопроизводителей. И все же, если и есть компании, дела которых шли чуть лучше, то в первую очередь - это немецкие производители, за исключением Opel, принадлежащего GM.

Уже в начале года аналитики прогнозировали рост продаж на этом рынке и не случайно: программа утилизации старого авто работала настолько активно, что даже заимствованное из английского слово Abwrackpraemie ("утилизационная премия") официально вошло во все немецкие словари. Кроме того, правительству ФРГ удалось избежать социальной напряженности и не дать закрыть тот же Opel, что безусловно сказалось и на спросе на автомобили.

Что касается остальных компаний, то BMW пришлось урезать некоторые перспективные проекты, вроде автомобиля на водородном топливе, и сделать новую 5-серию чуть больше в размерах, отвечая спросу клиентов, который сейчас можно выразить фразой "больше автомобиля, за меньшие деньги". Daimler удалось не только сохранить продажи Mercedes на высоком уровне, но и запустить несколько альтернативных проектов вроде гибрида F-Cell, а так же стать осенью самым дорогим немецким брендом.

Но если кто действительно сумел выиграть во время кризиса, так это, безусловно, Volkswagen. Автокомпания Karmann, 20% акций Suzuki, 49,9% Porsche - вот список приобретений концерна в 2009 году. Стоит ли упоминать о том, что продажи VW росли, а модель Polo стала автомобилем 2010 года? Ведь у "народный" производитель умудрился разгадать формулу автомобиля для нового мира, находящегося в фазе глубокого спада экономики - автомобиля компактного, экономичного, относительно дешевого и при этом качественного. Вы скажете, что не везде VW такой дешевый? Так на этот случай есть товарищи по группе из Skoda и Seat, которые применяют те же технологии, но стоят при этом меньших денег.


Экономические страсти 2009 года
Volkswagen удается не терять, а приобретать во время кризиса. Фото: Motivemag


Кстати, стремление к экономичности заставило по-новому взглянуть на гибридные и электромобили. Да тут еще и интерес мировых политиков к изменениям климата и соответствующие саммиты! В общем, неудивительно, что редкий производитель не демонстрировал в этом году гибридные новинки.

Не стала исключением и Toyota, выпустившая в уходящем году несколько новых моделей, увеличившая число продаж и активно продвигающая свою продукцию не только в Южной Корее и Китае, но и куда более развитых Штатах и Европе. Кстати, компания возглавила топ-10 мировых производителей, сместив американского автогиганта GM, неизменно лидировавшего в течение 77 лет! И хотя достичь планки прошлого года у японцев все же не получится (впрочем, как и у всех остальных производителей), осенние результаты не могут ни радовать. Так, за один лишь ноябрь автомобилей премиум-сегмента Lexus было продано на 21% больше, чем в прошлом году, общее производство компании за рубежом увеличилось на тридцать процентов, а Prius стал автомобилем года.


Экономические страсти 2009 годаКомпактные автомобили стали настоящим трендом сезона. Фото: Авто.Yтро©


Другой мир

Если говорить об отношении западных производителей к российскому рынку, то огромную роль на имидже нашей страны для иностранных инвесторов сыграла история с заградительными пошлинами на б/у-иномарки и запчасти, введенные в начале года как помощь отечественным автопроизводителям - в первую очередь - АвтоВАЗу. Естественно, подобные ограничения вызвали массовые акции протеста, особенно на Дальнем Востоке. Еще бы, ведь экономика региона во многом зависела от импорта подержанных иномарок, в основном японского производства, в Россию. Изначально пошлины принимали на 9 месяцев, однако потом их продлили, т.к. они якобы доказали свою эффективность.

Но, может быть, все не так плохо и действительно ВАЗы стали покупать больше? В конце-концов для этого даже организовали доставку по России за счет государства, да и просто деньгами компании очень неплохо помогли - за первые два квартала была оказана помощь на 25 млрд. рублей. Однако и эти меры не помогли и уже в сентябре долг компании составлял 37 млрд. рублей. Таким образом завод не только не окупается, но и приносит громадные потери.


Экономические страсти 2009 года
АвтоВАЗ терпит убытки несмотря на помощь. Фото: X-Motors


Однако помощь АвтоВАЗу продолжится. Правительство одобрило решение выделить заводу еще 12 млрд. рублей, да и значительные поступления пойдут от группы Renault-Nissan - около 38 млрд. рублей.

Впрочем, в целом поведение последних понятно: компания поддерживает российский автопром с одной стороны, и усиленно развивает свои модели - с другой. Обновился Logan, началось производство бюджетного хэтчбека Sandero, а скоро появится и новый кроссовер Duster. И все это - только на одном "Автофрамосе" в Москве. Зачем же тогда поддержка АвтоВАЗу? Есть несколько версий. Возможно, компания не хочет класть все яйца в одну корзину и ставит на ту продукцию, которая в нынешних условиях будет покупаться все больше и больше (даже европейцы обратили внимания на продукцию АвтоВАЗа!), а возможно - это попытка понравится действующему руководству страны и остаться на рынке любой ценой.

Но в Renault-Nissan понимают главную тенденцию: Россия - это другой мир. И не только она, но и вообще все развивающиеся рынки, такие как Китай, Бразилия и Индия. И несмотря на то, что по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, продажи автомобилей в 2009 году упали на 50%, у нас все равно покупают гораздо больше, чем в остальном мире. И большинство отдает предпочтение иномаркам.

Аналитики отмечают, что несмотря на кризис и девальвацию рубля, наблюдавшуюся в начале года, доля продукции иностранных автопроизводителей в общем объеме рынка снизилась всего на 2,8% - с 75,3% в 2008 году до 72,5% по итогам трех кварталов 2009 года. Таким образом, как ни вводи пошлины и ни ограничивай спрос, покупатель все равно проголосует рублем. Ведь наш рынок еще не готов, скажем, к мировой моде на экологичные авто - да нам это и не нужно, у нас пока что есть нефть в достаточном количестве, а это означает, что авторынок будет расти, если только не запретят продукцию всех компаний, кроме АвтоВАЗа.

В новый год с позитивным настроем

В заключение отметим, что простым уходящий год не был. Экономика - это не абстрактная наука, а результаты действий конкретных людей. Не исключение здесь и автоиндустрия, так или иначе влияющая на нашу жизнь. Однако, можно сказать, что год завершается все же на позитивной ноте, а это значит, что в следующем году нас ожидают новые машины, больше интересных технологий, а, возможно, и лучшие автотрассы. Нам же остается поздравить всех читателей с наступающим Новым Годом и Рождеством, и пожелать удачи на дорогах


Тимофей Исаев

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация