Последние дни в СМИ активно обсуждался скандал вокруг крупнейшей германской общественной организации автомобилистов ADAC. Сначала компанию обвинили в подтасовке результатов премии "Желтый Ангел", затем всплыли подробности использования оснащенных по последнему слову техники медицинских вертолетов клуба в личных целях топ-менеджмента. Теперь под сомнения попадают многие тесты и исследования, которые компания проводит ежегодно и которым доверяет большая часть автомобилистов Европы. И если еще некоторое время назад россияне не задумывались о вступлении в подобные автоклубы помощи на дорогах в России, то теперь поднятая в российских СМИ тема заставила их обратить внимание на этот сегмент. Поможет ли это укрепить данную культуру в России или отпугнет покупателей - покажет время.
А что же в России?
Компаниям, решившим перенять европейский опыт и перенести его на российский рынок, пришлось поначалу очень нелегко. Причин тому множество. С одной стороны, потребитель был не готов к новомодной услуге: при любой сложной ситуации на дороге привычнее было попробовать разобраться самому в сложном устройстве автомобиля или обратиться за помощью к друзьям. К тому же долгое время процветал нелегальный вид бизнеса по оказанию услуг помощи на дорогах, отголоски которого раздаются и ныне.
Справка: Первый в России клуб – "Московский автомобильный клуб" был создан 20 марта 1900 года. 24 ноября 1902 года был основан Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб (СПАК). Началась подготовительная работа по объединению автомобилистов в единую российскую организацию. В результате в 1903 году было создано Российское Автомобильное Общество (РАО). 19 декабря 1909 года Российское Автомобильное Общество обрело статус «Императорского» (ИРАО), что значительно повысило его возможности. К лету 1914 года в стране уже активно действовало более двадцати автомобильных клубов.
Многие автомобилисты, столкнувшись хотя бы раз с некачественным оказанием услуг или вообще с отсутствием какой-либо помощи, сформировали негативное отношение к данному сервису. С другой стороны, компаниям пришлось не только завоевывать доверие автовладельцев, но и тщательно выстраивать бесперебойную работу всех внутренних отделов. Было понятно, что многие бизнес-процессы, прошедшие многолетнюю “обкатку” в Европе, для России просто неприемлемы. Удаленность друг от друга населенных пунктов, плохие дороги, отсутствие достаточного количества спецтехники, недостаточные технические знания персонала - все эти факторы существенно подняли планку входа на рынок, оставив на нем только сильных игроков, которые смогли приблизить свой сервис к европейскому уровню. Действительно, лучше слов говорят цифры. За последние три года количество членов автоклубов в России возросло более чем в 10 раз!
Тем не менее, множество проблем еще необходимо преодолеть. По словам Генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Константина Алексеева, клубная традиция в среде автомобилистов формировалась в Европе поколениями. В нашей стране до революции 1917 г. шло активное становление объединений автомобилистов в России по образу и подобию автоклубов стран Европы. Однако, революционный вихрь смел эти благие начинания в данной сфере, а в советские времена в стране могли существовать только официально навязанные властью "общественные" организации, которые совсем не отвечали реальным потребностям автовладельцев. В итоге, с распадом советского строя, история автоклубов в России пишется "с чистого листа". Поэтому в нашем обществе пока и отсутствует данная культура.
Справка: Всероссийское общество автомобилистов создано Правительством в 1973 году. Членский взнос составляет 300 рублей в год. За это автомобилистам при необходимости предоставят юридические консультации, а также эвакуацию и автотехпомощь со скидкой.
Русский АвтоМотоКлуб (РАМК) основан в 2010 году. Является дочерней компанией европейской ассоциации автомобильных обществ ARC Europe. Стоимость годовой карты составляет от 1200 до 8900 рублей. В минимальный пакет входят: эвакуация с места ДТП, вскрытие автомобиля, такси при эвакуации, замена поврежденного колеса, подвоз топлива, техническая и юридическая консультации по телефону. Располагает собственным автопарком тех.помощи и эвакуаторов. Обслуживает более чем в 400 городах России и 48 странах Европы.
АвтоКлуб "Ассистанс-Рус" (АКАР) создан в 2001 году. Основные услуги, предоставляемые компанией: информационно-диспетчерская поддержка, эвакуация, выезд автомеханика, корпоративное обслуживание и др.
Продолжая говорить о России, можно провести аналогию с ситуацией при покупке расширенного полиса ОСАГО. Если произойдет серьезное ДТП, сумма ущерба наверняка превысит стандартные 120 000 рублей, тем не менее большинство автомобилистов не хотят переплачивать и 1000 рублей, чтобы обезопасить себя на 1 млн. То же самое происходит и в случае с вступлением в автоклуб. Пока с машиной все в порядке, мы не задумываемся о возможном происшествии. Тем не менее, любая, даже самая небольшая поломка на дороге влечет за собой значительные расходы на разовый вызов эвакуатора или техпомощи. Тогда как стоимость клубной карты составляет в среднем от 2 до 5 тысяч рублей в год, при этом количество обращений не ограничено.
Какие перспективы?
Как повлияют события вокруг ADAC на российский рынок ассистанс-компаний? Эксперты в данной области сходятся во мнении, что последствия никак не отразятся на российском сегменте.
Как комментирует главный эксперт Всероссийского Общества Автомобилистов Андрей Карлов: "Ситуация с "кредитом доверия" у ADAC никоим образом не повлияло на отношения к автоассистантам в России. Уменьшение доверия к источникам аналитической информации в России невозможно ввиду её отсутствия – мы делаем своё дело, а входить в область маркетинга в автосоциуме мы пока не научились. Да и незачем: вера российского автомобилиста "дяде Васе" из соседнего гаража пока ещё непоколебима против посылов автомассмедиа".
По словам генерального директора РАМК Константина Алексеева, данная ситуация существенного влияния не окажет. Действительно, автоклубы постепенно превращаются в самостоятельный рынок, и этот процесс необратим. Если пару лет назад основную часть дохода они получали от автопроизводителей, которые заключали контракты с ассистанс-компаниями и предлагали своим покупателям данные услуги при покупке нового автомобиля в рамках пакета доп. опций, то сейчас многие крупные игроки видят перспективы в работе с конечным потребителем. С одной стороны, затраты на маркетинг и рекламу сильно возрастают, но с другой стороны - данное направление поможет охватить большую часть аудитории и выстроить сильные бренды, к которым сформируется доверие автовладельцев и, как следствие, со временем членство в клубе станет непременным атрибутом хорошего тона среди автомобилистов в России.
Добавить комментарий