Рейтинг@Mail.ru
Главная / Новости / От косметики до марсохода: 4 неожиданных факта о моторном масле

От косметики до марсохода: 4 неожиданных факта о моторном масле

От косметики до марсохода: 4 неожиданных факта о моторном масле

За однотипными канистрами с моторным маслом скрывается множество историй — вдохновляющих, анекдотичных, а порой и трагичных

За однотипными канистрами с моторным маслом скрывается множество историй — вдохновляющих, анекдотичных, а порой и трагичных. За полтора века своего существования моторное масло побывало на земле, под водой и в космосе, стало военным оружием и даже способом помочь экологии. Об этих фактах знают очень немногие.

В космосе и на марсоходе. Моторное масло требуется не только на Земле — за последние полвека оно побывало на орбите и даже на Марсе. C 1980-х годов прошлого века американское аэрокосмическое агентство NASA использует специально разработанные смазочные материалы Castrol в своих «Шаттлах».

Продукты того же бренда использованы и в марсианской миссии «Опотьюнити», в рамках которой одноименный марсоход приступил к исследованию поверхности красной планеты в 2004 году. Любопытный факт: согласно первоначальному плану NASA «Опотьюнити» должен был проработать лишь 90 дней, однако, миссию решено было продлить до тех пор, пока ровер находится в исправном состоянии. В итоге марсоход стабильно функционирует уже на протяжении почти 15 лет, попутно установив рекорд по дальности пути, совершенного сделанным на Земле средством передвижения, по поверхности другой планеты или спутника.

А в 2012 году на Марс сел космический аппарат «Кьюриосити», благодаря которому человечество собрало много новых сведений о соседней планете. Изначально миссия ровера была рассчитана на 2 года, но стабильность эксплуатации систем марсохода позволяет ему исследовать поверхность планеты до сих пор. «Кьюриосити» приходит в движение от радиоизотопного термоэлектрического генератора, который работает на плутонии. И хоть технология этого агрегата невероятно далека от привычного на Земле двигателя внутреннего сгорания, марсоходу все равно требуются смазочные материалы Castrol. Они обеспечивает бесперебойную работу аппарата в условиях экстремальных температур (от -80 до +204 градусов по Цельсию) и повышенной радиации на Марсе.

Моторное масло содержит антиоксиданты. Благодаря индустрии красоты слово «антиоксиданты» сейчас у всех на слуху – этот компонент содержится практически в каждом раскрученном креме или шампуне. Однако, мало кто из автовладельцев знает, что моторные масла также содержат антиоксиданты – это помогает смазочному материалу уменьшить эффект от воздействия кислорода на подвижные детали мотора.

Кислород, который попадает в двигатель, оказывает негативное воздействие сразу на несколько систем силового агрегата автомобиля. Окисление вызывает коррозию и отложения ржавчины на металлических деталях. К тому же, наличие кислорода в двигателе может негативно влиять и на само масло, окисляя его компоненты, уменьшая срок службы и способствуя отложению шлама на подвижных деталях – что в конечном итоге может привести к поломке.

Именно поэтому многие производители моторных масел уже много лет добавляют антиоксиданты в состав своих продуктов, что позволяет маслу оставаться в рабочем состоянии дольше и выполнять требования автопроизводителей по интервалам замены.

«Синтетику» изобрели в фашистской Германии. В современной России сложно встретить водителя, который пользовался бы минеральным маслом. Большие перепады температур и внезапные заморозки вынуждают автовладельцев покупать синтетические масла, более устойчивые к резким похолоданиям. Такие масла делают не из нефти — потому они и называются «синтетическими».

Своим появлением на свет они обязаны Второй мировой войне. Для того, чтобы обеспечить работу многочисленных танков, автомобилей и самолетов, фашистской Германии требовалось много топлива и масла — а нефтяных месторождений в стране не было. Поэтому немецким химикам пришлось изобрести новый способ получения бензина и моторных масел. Ученые начали получать их из угля и других органических соединений.

На практике такие «маслозаменители» оказались намного эффективнее стандартных минеральных масел, которые в тот момент использовали в США и СССР. Свойства «синтетики» позволили использовать ее в экстремальных режимах, а также увеличить интервалы между заменами — до изобретения немецких ученых масло приходилось менять через каждые 500-600 км пробега. После войны исследования продолжили в других странах, и теперь «синтетика» занимает доминирующее положение на рынке многих стран.

Будущее – за биосырьем. Все знают, что моторное масло – это продукт переработки угля и нефти. Однако, эксперты уже много лет прогнозируют, что естественные запасы нефти в недрах нашей планеты подойдут к концу. Сроки каждый раз называются разные, однако, все сходятся на том, что при сегодняшнем уровне потребления через несколько десятилетий человечеству могут понадобятся альтернативные источники энергии.

Электричество можно вырабатывать с помощью ветра, воды и солнца, но как же быть с моторным маслом? Ведь даже электромобилям, которые позиционируются как будущее автомобильной индустрии, по-прежнему требуются смазочные материалы.

Мало кто знает, однако, некоторые компании уже сейчас ведут разработки в области альтернативных источников сырья для изготовления смазочных жидкостей. Возможно, уже через 20-30 лет моторное масло будет изготавливаться из растительных компонентов: рапса, проса и других культур.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация