Введение Федеральным дорожным агентством жестких ограничений на движение большегрузных автомобилей по весенним дорогам приведет к тому, что на федеральные трассы не смогут выехать даже пустые автовозы, пишут "Ведомости". Таким образом, с 1 апреля поставки новых автомобилей в дилерские центры могут практически остановиться, предупреждают автопроизводители. А если машины нельзя будет вывозить, могут встать и заводы.
Напомниим, что приказ Росавтодора от 24 января 2012 г. запрещает в течение месяца в период с 1 апреля по 25 июня (конкретные даты устанавливают региональные власти) передвигаться по ряду участков федеральных и региональных трасс автомобилям с нагрузкой более 5-6 т на ось (при двухосной тележке). При этом нагрузку в 5 т на ось имеет пустой автовоз, объясняют участники рынка автоперевозок. За превышение надо платить компенсацию. Ограничения действуют с 2009 г., но ранее случаи задержания большегрузов были единичными, теперь же Росавтодор обещает значительно усилить контроль и строго наказывать всех нарушителей, говорят собеседники "Ведомостей" в автомобильных компаниях.
С учетом компенсации перевозки во многих случаях становятся экономически нецелесообразными, написала в письме на имя вице-премьера Игоря Шувалова Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая крупные международные компании. В письме АЕБ указывает, что уже обращалась к Шувалову по поводу ограничений и обсуждала проблему с Министерством транспорта, но в последнем приказе Росавтодора замечания бизнесменов не учтены и теперь гендиректор АЕБ просит Шувалова лично встретиться с участниками рынка.
Аналогичное обращение к Шувалову отправила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сообщил гендиректор "Совтрансавто грин лоджистикс" Анатолий Иванов. "Наша компания осуществляет перевозки легковых автомобилей и работает с заводами Санкт-Петербурга и Калуги, где производство идет непрерывно и автовозы грузятся круглосуточно. Задержка с вывозом готовой продукции недопустима, так как ведет к остановке конвейеров", — объясняет он.
Представители таких автопроизводителей как Renault так же отмечают, что обращались к федеральным властям, но, к сожалению, безуспешно. В Volkswagen, Hyundai сообщают, что вводимые ограничения способны негативно повлиять на работу заводов, нарушив непрерывность производства и поставок автомобилей. Автопроизводители стараются создать большие склады автомобилей в регионах, куда в период запрета перевозок автомобили нельзя будет поставлять по железной дороге. Поставки автомобилей в дальние регионы России могут прерваться на срок до двух месяцев, так как ограничения вводятся последовательно на разных участках ключевых трасс.
По подсчетам компании "Тойота мотор", выплата компенсации увеличит стоимость перевозок в среднем в 5-6 раз — например, рейс из Петербурга в Москву подорожает примерно с 50 тыс. руб. до 300 тыс. рублей. Это приведет к росту цен на машины, что будет особенно ощутимо для покупателей бюджетных автомобилей, говорит представитель компании. Так, затраты на доставку автомобиля стоимостью до $20 000 могут вырасти примерно с 2-3% от его стоимости до 10%, приводит пример сотрудник другого автопроизводителя.
Автопроизводители просят правительство установить нагрузку на приемлемом уровне — участники рынка говорят о 8 т на ось. АСМАП в письме к Шувалову предлагает пока разрешить осуществлять перевозки ночью, как это происходит с негабаритными грузами во время летней жары, или снизить размер компенсации до экономически обоснованной, рассказал Иванов.
Однако, чиновники Росавтодора утверждают, что изменение приказа не обсуждается. По их убеждению, вводимые ограничения учитывают международную практику, состояние дорог (60% дорожной сети — ниже нормативного уровня) и потребности населения. Впрочем, нас пока успокаивают, что на товары повседневного спроса — продукты, лекарства, удобрения — ограничения не распространяются.
Действительно, ограничения в других странах есть, но они там экономически просчитаны, возражают бизнесмены. В той же Канаде, похожей по климатическим условиям на Россию, весной нагрузка на ось на федеральных трассах не лимитируется, а там, где лимитируется, устанавливается в 90% от предельной нагрузки в обычных условиях. Для России это составило бы 9 т на ось. На панъевропейские транспортные коридоры и другие важные для международных перевозок дороги Европы сезонное ограничение по нагрузке на ось тоже не распространяется, рассказывает гендиректор транспортно-логистической компании AsstrA Forwarding Олег Германович.
Жесткость ограничений в России обоснована необходимостью серьезного ремонта дорог, подчеркивает чиновник Росавтодора. Отправители коммерческих грузов могут весной платить компенсацию или оптимизировать перевозки, убежден он. Например, машины можно было бы возить по железной дороге или перегонять своим ходом, легкомысленно рассуждает сотрудник Минтранса, и категорично добавляет, что больше платить должны те, кто перевозит больше грузов.
Что ж, если закрыть глаза на недостаток вагонов и стабильный рост тарифов за перевозки, то железную дорогу еще можно рассматривать в качестве альтернативы автовозам, а вот предложение перегонять своим ходом выглядит уже откровенной насмешкой. А почему вопрос с дорожным полотном пытаются решить только за счет перевозчиков, а не благодаря повышению стандартов строительства федеральных дорог - похоже вообще неразрешим.
Добавить комментарий