«Полуторка» без преувеличения легендарная машина. Она стала одним из символов военных годов, прошла весь путь от Москвы до Берлина и внесла свой немалый вклад в победу над фашизмом. Выпуск этих автомобилей прекратился много-много десятилетий назад, и сейчас «ГАЗ-АА» можно встретить в основном у коллекционеров. Мы пообщались с человеком, который приобрел и восстановил такую машину, и узнали, почему он решил стать хозяином «полуторки».
- Сергей, расскажите, пожалуйста, как к Вам пришла идея купить и отреставрировать «полуторку»?
- Честно говоря, мне повезло. Это было давно, еще в 2003 году. Она ехала со съемок фильма «Папа» и сломалась, времени и желания чинить ее у создателей фильма не было. И один мой друг предложил купить машину за символические деньги. Я просто не мог не согласиться. Вообще, я бы не отказался и от других раритетных автомобилей, например, ГАЗ-21 или ГАЗ-51, но это на будущее, пока мне хватает моего ГАЗ-АА.
- А кто реставрировал автомобиль: вы сами или отдавали кому-то?
- Конечно же сам! Хотя, справедливости ради, я бы не стал называть это полноценной реставрацией. Мне машина досталась не по запчастям, а уже в собранном виде. Совсем глобальной стройки не было. Провел сварочные работы, покрасочные, подтянул какие-то технические моменты и готово. Мне даже как-то неловко называть это полноценной реставрацией, в наших кругах это выглядит больше как косметический ремонт (улыбается).
- И сколько стоил такой «косметический ремонт»?
- Не могу сказать, что очень дорого. Ну, покупал какие-то запчасти, красил два раза, а так – вся работа своя, это было даже больше как хобби, я и сам не хотел никого привлекать из профессиональных ремонтников. Из недавнего – я купил ей новые шины, но не могу назвать эти затраты запредельными.
- Тогда другой вопрос – сколько стоит обслуживание такой машины? На топливе не разоряетесь?
- Нет, расход топлива у ГАЗ-АА меньше, чем, например, почти у любого КамАЗа – 20 литров на 100 километров. А из техобслуживания – раз в год замена масла и проверка аккумулятора, пока на ней никаких вредных влияний нет.
- Ваша машина полностью идентична оригиналу?
- Наверное, процентов на 80 она оригинал. Конечно, там есть небольшие современные влияния, но современный мотор я на нее ставить уж точно не собираюсь. Основные агрегаты все оригинальные. Правда, еще до меня там заменили рессоры. Что интересно, они сняты с санитарного автобуса ГАЗ-55, которые является почти ровесником моей машины. Еще заменен генератор – вместо родного шестивольтового там стоит агрегат на 12 вольт. В остальном, наверное, все.
- Расскажите: вы часто ездите на ГАЗ-АА?
- Традиционно выезжаю на празднование 9 мая, часто принимаю участие в местных подмосковных парадах, хотя иногда выезжаю в Москву. Ну и еще есть какие-то другие мероприятия, например, в 2015 году моя «полуторка» участвовала в Газпромовском фестивале. Как минимум, 2-3 раза в год я точно на ней выезжаю в свет.
- А как семья относится к вашему увлечению?
- Отлично, все поддерживают и сами в меру сил помогают. Особенно приятно то, что два брата полностью разделяют мое увлечение и сами с удовольствием ковыряются в «железе». Им это в радость. Видимо, страсть к раритетам – это у нас семейное.
- Расскажите немного о Вашем автомобиле – вы знаете его историю? Может быть, она участвовала в боях или по «дороге жизни» ездила?
- Изначально это был пожарный автомобиль. «Полуторка» всегда славилась своей универсальностью, поэтому ничего удивительного в этом нет. Сначала на ней стояла автоцистерна, но в годы войны пришлось снять бочку, поставить кузов, и она ушла на фронт. Поэтому да, она успела повоевать. На поле боя ей побывать не довелось, но она верой и правдой служила в тыловых структурах, поучаствовала в освобождении Белоруссии.
- «Полуторка» поистине легендарный автомобиль. Вы не могли бы подтвердить или опровергнуть некоторые мифы о ней? Правда ли, что ГАЗ-АА мог ездить даже на керосине?
- Да, это правда. Причем на керосине, а еще лучше на смеси бензина и керосина она может ехать, а вот на современном топливе – нет. Причина этому - необычное для наших дней устройство камеры сгорания. Современное топливо горит дольше и потому не успевает прогореть целиком, не нанеся вред автомобилю. Поэтому и приходится идти на всякие хитрости.
- А правда, что порванный приводной ремень можно заменить на офицерский, и машина все равно поедет?
- Да! Более того, даже женские капроновые колготки могут подойти. Сам, к счастью, не пробовал на практике, но один из моих товарищей как-то был вынужден использовать колготки. И, не поверите, его «полуторка» поехала! Эта машина поразительно живучая. Про таких говорят: в огне не горит и в воде не тонет.
- Я знаю, что вы участвуете в бронепробеге «Дорога Мужества». Почему Вы решили присоединиться к этой акции?
- Я вообще поддерживаю это движение и являюсь активным членом ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Для меня этот бронепробег – часть истории, дань уважения предкам, которые защитили нашу страну от фашизма более 70 лет назад. Я не мог проигнорировать такую инициативу.
- А что вас сподвигло вступить именно в ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО?
- Как-то раз один мой друг, член Общества меня пригласил на съезд, и я решил приехать. Ну я посмотрел, пообщался с людьми, увидел, что они так же интересуются техникой и у нас похожие интересы. Решил вступить. И пошло-поехало, теперь мы постоянно обмениваемся информацией.
- В каких мероприятиях вы успели поучаствовать вместе с ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЩЕСТВОМ?
- Я относительно новый член Общества, вступил в него полгода назад, поэтому у меня нет большого опыта выставок и фестивалей. В этом году я принял участие в выставке ретро-автомобилей «Олдтаймер», которая проводилась в Сокольниках, еще ездил на съемки сюжета с «НТВ». Теперь активно готовлюсь к бронепробегу – это первое мероприятие такого масштаба для меня, и я просто не имею права ударить в грязь лицом.
- И немного провокационный вопрос: как вы думаете, ваш ГАЗ-АА доедет до Бреста? Машина все-таки не новая…
- Моей машине в этом году исполняется 80 лет. Такая дистанция – не прогулка даже для современной машины. Однако я в нее верю! «Полуторка» всегда могла работать «на честном слове и на одном крыле». При должном уходе она должна справиться, как справлялась все эти годы. Думаю, да, мы доедем!
Дмитрий Гуляев
Андрей Коннов
Добавить комментарий