Когда мы описываем автомобильную эстетику, мы обычно используем определенные слова. В наших устах машины могут быть сексуальными, обтекаемыми, спортивными, функциональными или футуристичными. Однако мало кто называет машины «жирными». «А почему бы и нет?», - спрашивает австрийский художник Эрвин Вурм.
В общем-то все мы знаем, почему автомобили не могут быть толстыми. Лишний вес на машине неэффективен: она сложнее управляется, тратит больше топлива и занимает много места в мире, который и без того перенаселен. Автомобильные дизайнеры и инженеры разрабатывают модели, которые хорошо выглядят и послушны в управлении. Добавление в них жира противоречит буквально всему, что входит в понятие «автомобиль».
Но Эрвина Вурма все это не смущает. Как и большинство художников, он задался конкретной целью. Автомобили – это почти религиозный символ в нашей культуре. Они могут источать богатство, класс и вкус. Люди коллекционируют машины, изучают машины, пишут о машинах. Машины – неотъемлемая часть XXI века. Таким образом Вурм решил показать эту претенциозность в физической форме – с опухшими автомобилями, которые буквально лопаются от самолюбия.
В 90-х и начале 2000-х годов художники хотели показать, что автомобили заменили искусство как символы красоты и созерцания, но предостерегали, что настоящая причина, по которой мы любим машины, заключается в их функции. Если убрать из автомобиля все важные компоненты, он становится бессмысленным.
Вурму понравилась идея, но он захотел придать ей другой вектор. Он почувствовал, что по-настоящему революционный способ заявить о машинах – это не сделать их тоньше, а наградить их складками и выпуклостями, которые бы изуродовали их стройные линии и профили. Он занялся «жирными автомобилями».
«Жир» в данном случае – это пенополиуретан и пенополистирол, тщательно смоделированный в естественные формы. Покрытые сверху лаком «жирдяи» выглядят так, как будто они вот-вот вытекут из пределов своих кузовов. В 2004 году дебютировал «Толстый Кабриолет» на базе Porsche, а двумя годами позже «НЛО» - автомобиль без колес.
Эти гипертрофированные автомобили вызывают отвращение еще и потому, что в них Вурм завуалировал чревоугодие потребительского общества, признаки которого мы видим в автомобильном мире.
Если же вы не верите в заговоры, то рассматривайте «Жирные Автомобили» как произведения искусства. Они заставляют задуматься о том, как бы выглядел мир, населенный «мягкими» транспортными средствами.
Добавить комментарий