Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Поворот не туда. "Умные" магистрали будущего

Поворот не туда. "Умные" магистрали будущего

С тех пор, как наши предки слезли с деревьев, выпрямили спины и создали автомобиль, прошло больше ста лет. Люди медленно, но верно шли к тупику, к стене, которая сегодня высится перед нами огромным кирпичным колоссом. Сначала были двигатели внешнего сгорания, которыми были недовольны уже тогда, 200 лет назад. Потом был двигатель внутреннего сгорания, которые мы используем до сих пор, несмотря на загрязнение окружающей среды. Ведь именно проблема экологии толкнула человечество на изобретение гибридного двигателя. А чуть позднее к нему добавили еще и электромотор, о котором вспомнили после того, как забросили идею собрать-таки авто на электротяге.

Мы прошли с тех пор долгий путь, мы развивали себя, совершенствовали расход топлива и энергопотребление, мы сделали автомобиль, который может ехать быстрее звука. Но мы напрочь забыли о еще одной важной составляющей автомобиля, без которой он теряет свой смысл, - дороге. Кто-то скажет, что давно изобретены автомобили, способные ездить по бездорожью; да, это, безусловно, так. Но представьте, что бы было, если бы дорог не было вовсе. Представьте, как вы, сидя в каком-нибудь огромном Dodge Ram с любимой женой и сворой ребятишек на заднем диване, паркуетесь на три колеса возле торгового центра, обматываете лебедку вокруг пятиметрового баобаба, чтобы не дай боже машина никуда не двинулась с места и не сползла, и все вместе дружной семьей отправляетесь за покупками.

Поворот не туда. Умные магистрали будущего

Как ни крути, а дороги у нас остались те же, что и были сто лет назад. Может, только асфальтом покрылись да обросли разметкой, знаками да светофорами. Но есть в мире несогласные, которым надоело колесить на продвинутых автомобилях по доисторическим трассам. Асфальт устарел! Все, баста! Пришло время модернизировать то, что придает автомобилю смысл! И недавняя новость о том, что российские нанотехнологи собираются строить здесь, у нас, в Москве нанодороги, у многих вызвала саркастическую улыбку. Да, они прибегнут к использованию инновационных материалов, вроде базальтопластиковой арматуры и фибробетона. Но эти тщетные попытки построить в России принципиально новые дороги ни в какое сравнение не идут с амбициозными планами голландских дизайнеров, которые с середины следующего года начнут строить дорогу в будущее.

Взаимодействие с машиной голландского «умного» хайвея не будет ограничиваться коэффициентом трения, абразивностью покрытия или долговечностью материалов. Этот нанохайвей представляет собой целый многофункциональный компьютер, который при необходимости предупредит водителя о ДТП впереди, или расскажет о погодных условиях. И вся информация будет появляться не на каких-то там дисплеях, как это сделано на некоторых подъездах к Третьему кольцу в Москве, а прямо на дороге. Огромные пиктограммы снежинок на волшебных голландских магистралях выполнены из специального материала, который способен менять цвет в зависимости от температуры. Вся разметка нанесена с помощью особой порошковой краски, которая днем заряжается от дневного света, а ночью светится мягким зеленым светом, который может поддерживаться на одном «заряде» до 10 часов. К слову, в этой супер-краске нет ничего необычного, она применяется уже больше 30 лет.

Поворот не туда. Умные магистрали будущего

Любители электромоторов, кстати, оценят «умную» дорогу от смекалистых голландцев по достоинству. Одна полоса магистрали, согласно проекту, умеет заряжать электромобили прямо на ходу. Это будет сделано с помощью метода индукционной (или беспроводной) зарядки аккумуляторов. Точно такой же метод применяется в последних моделях смартфонов известного финского бренда, только в миниатюрном варианте. Если, к примеру, путь от дома до работы пролегает как раз по такой зарядной трассе, можно будет совершенно не беспокоиться о заряде своего электромобиля и тратах на его зарядку.

Раз уж речь зашла об электричестве, нужно еще упомянуть об "умной" подсветке этих самых голландских дорог. Она сопровождает автомобиль на всем его пути, то есть светодиоды включаются только в той области трассы, где в данный момент находится авто. С учетом того, что строиться эта магистраль будущего будет в не самом густонаселенном районе Нидерландов, эта особенность позволит сэкономить немалое количество энергии.

Поворот не туда. Умные магистрали будущего

У компании Audi свое видение того, как должны выглядеть, функционировать и использоваться дороги будущего. Еще в прошлом году немецкий автобренд совместно с Bjarke Ingels Group представили свою визуализацию города будущего, где не будет ни светофоров, ни пешеходных переходов. Автомобили и дороги будут обмениваться информацией о том, где находятся пешеходы, и автомобили будут сами объезжать людей по измененной компьютером траектории. А сама траектория будет подсвечиваться на дороге. Замысел разработчиков системы таков, что с помощью огромного количества 3D-камер можно будет отслеживать перемещение и местонахождение всех участников дорожного движения и, исходя из этого, варьировать размеры тротуаров и дорог.

Конечно, за 25 лет такой проект не реализовать, но, как полагают участники совместного проекта, главное — идея, которая может дать толчок развитию структуры городских магистралей. Возможно, в будущем подобная система сможет помочь людям лучше распоряжаться пространством.

Поворот не туда. Умные магистрали будущего

А вот компания Solar Roadways в США намерена изменить не только дорожную структуру чуть ли не половины всей страны, но и повлиять этим самым на экономическую ситуацию в стране. Скотт Брашоу, основатель компании, справедливо считает, что огромные пространства шоссе, делящие Соединенные Штаты и, одновременно, связывающие их, совершенно напрасно жарятся на палящем солнце южных штатов. Вместо этого трассы могли бы преобразовывать его свет в электрическую энергию.

"Если мы покроем дороги панелями, преобразующими солнечный свет в электроэнергию, эффективность которых составляет 15%, мы получим в три раза больше энергии, чем все Штаты целиком тратят за год", - говорит Брашоу. Дороги будут выполнять функцию электростанций и полученной энергией можно будет снабжать дома, офисы и прочие здания. Звучит просто замечательно, но для воплощения этой идеи в жизнь Брашоу и его коллегам нужно придумать, как сделать дорогу из стекла и, что еще важнее, где на все это найти деньги.


Да, у них есть грант от Министерства транспорта США на разработку прототипа, но, как и все государственные гранты, он не так велик, как инноваторам того хотелось бы. Однако, американские транспортники вложились и в еще один многообещающий проект, который не так масштабен, но тоже может пригодиться. Проект представляет собой панели, которыми выкладывается дорога в том месте, где должен быть пешеходный переход. Суть состоить в том, что когда человек делает шаг на эту панель, датчики веса, встроенные в нее, автоматически включают подсветку перехода, чтобы предупредить скучающего водителя о пешеходе впереди.

А по поводу современных асфальтовых дорог Скотт Брашоу сказал: "Это устаревшая система, которой мы пользовались слишком долго. Настало время двигаться вперед. Мы можем строить дороги лучше нынешних. Мы можем строить умные, интерактивные электродороги. Забудьте про это ужасное ископаемое топливо".

Как бы то ни было, но пока что инженеры хотят все и сразу. Отовсюду звучат предложения чуть ли не встроить компьютеры в дорожное полотно — пускай, мол, рассчитывают нам правильные траектории, освещают нам путь, помогают объезжать пешеходов. Это все, конечно, замечательно, но не пытаемся ли мы прыгнуть выше головы? Быть может, начать стоит с малого? Быть может, у нас поступают правильно, строя обычные дороги, но из усовершенствованных материалов? В конце концов, далеко не у всех сегодня есть электромобили, да и до внедрения беспилотников еще далеко.

Поворот не туда. Умные магистрали будущего

Единственное, что может стать настоящей проблемой, это высокая степень применения компьютерных технологий в сфере, где сегодня единственной мало-мальски компьютеризированной составляющей является светофор. А тут представьте, что автомобили будут ездить по дорогам с микросхемами внутри, и инженеры еще хотят, чтобы это все четко работало. Компьютеры всегда "глючили" и всегда будут. А обычный асфальт сбоить не умеет, к нему предъявляются не так много требований: пусть будет ровный, гладкий и долговечный. Вот и вся технология.

Поворот не туда. Умные магистрали будущего

Александр Столяров

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация