Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Подводные камни нового ОСАГО

Подводные камни нового ОСАГО

Дни старой системы сочтены

С 1 марта в России начнет работать система прямого урегулирования выплат ущерба по ОСАГО (обязательному страхованию автогражданской ответственности).

В теории все выглядит очень красиво: потерпевшему больше не придется иметь дел со страховой компанией виновника ДТП. Благодаря системе прямого возмещения убытков, водитель, машина которого пострадала в аварии, может обратиться за выплатой к своему страховщику.

Обе страховые компании, исследовав все материалы, принимают решение, кто виноват и кто кому должен заплатить – на это им дается неделя.

Если клиент оказался невиновным в ДТП, в течение 30 дней после обращения его страховщик обязан выплатить ему компенсацию. Эту сумму компания затем взыскивает со страховщика виновника аварии.

Если же сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб., то при ДТП вообще можно будет обойтись без ГАИ. Но здесь есть важная оговорка: в этом случае система прямого урегулирования не работает, и обращаться за выплатой придется в чужую компанию. То есть отказаться от ГИБДД при небольшом ущербе можно, но дальше действовать придется по старинке.

Есть и второй нюанс: система прямого урегулирования будет доступна только тем, кто купит полис ОСАГО не раньше 1 марта 2009 года.

Кажется, вроде бы вот они - прогресс, цивилизация, европейский протокол. На практике же вырисовывается не самая радужная перспектива как для страховщиков, так и для автомобилистов.

Все документы, необходимые для перехода на новую систему, уже готовы. Но готовы ли к реформе сами страховые компании, от благосостояния которых напрямую зависит судьба выплат по автогражданке, – большой вопрос.



Подводные камни нового ОСАГО

При мелком ДТП можно будет обойтись без ГИБДД, но о прямом урегулировании придется забыть. Фото: armada-strah.ru, radiosibir.ru

Что нас ждет

До начала весны остались считанные дни, а значит, новая система начнет работать совсем скоро. Страховщики в панике.

В распоряжении издания РБК daily есть официальное письмо, которое поступило в Минфин от страховщиков. Письмо подписали главы компаний "Ингосстрах", РОСНО, "Согласие", МАКС, "АльфаСтрахование", ВСК, СОГАЗ, "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Столичная страховая группа".

В письме говорится: "Введение системы прямого возмещения убытков, единственной целью которого является улучшение сервиса для клиента и возможности упрощенного оформления ДТП, в два раза увеличит расходы на ведение дела и убыточность страховых компаний; прогнозируемая комбинированная убыточность с 1 июля 2009 г. — 100,5%".

Страховые компании настроены крайне негативно: они прогнозируют серьезные проблемы вплоть до коллапса на рынке ОСАГО и нехватки резерва специального фонда компенсационных выплат для покрытия долгов всех обанкротившихся страховщиков.

И вот почему.

Не ясно, как компании будут договариваться между собой о суммах, ведь единой системы оценки стоимости повреждений нет. Это может привести к возникновению многочисленных спорных ситуаций. Кроме того, понятно, что каждый страховщик будет пытаться свалить вину на другую сторону.

Возникают вопросы по поводу самостоятельного оформления ДТП без ГАИ. Смогут ли водители правильно оформить все документы сами? Как водитель должен определить, что сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей? И как быть, если ГАИ не вызвали, а впоследствии оказалось, что на ремонт 25 тыс. не хватает?

И самое главное: введение новой системы означает серьезный рост внутренних издержек. Выжить в таких условиях смогут не все страховые. А кто будет платить за разорившихся, не известно.



Подводные камни нового ОСАГО

"Автогражданка" всегда вызывала немало недовольств. Фото: rg.ru

Сегодня с рынка уже ушло более 20 страховых компаний, выплаты по их договорам легли на Российский союз автостраховщиков. Между тем надо помнить, что это только начало, а резервный фонд, созданный специально для таких случаев, не резиновый.

Недавно портал Insurpolis.ru со ссылкой на РСА опубликовал черный список страховых компаний, у которых есть серьезные проблемы. Туда вошли:

- АСТО Гарантия;

- Национальное качество;

- Поддержка-Гарант;

- Трансгарант;

- Генеральный Страховой альянс (уже лишен лицензии);

- Гранит;

- Дженерал Резерв (лицензия отозвана 26 февраля);

- ЛК-Сити;

- Русская СК;

- Финист-МК;

- Д2 Страхование;

- Информстрах;

- Корона;

- Мегарусс-Д;

- Росэнерго;

- СК Свод.

Учитывая нестабильность на страховом рынке, в этот список в любой момент могут попасть и другие компании.

Что делать, если вы приобрели полис ОСАГО, а после узнали, что ваша страховая разорена? К кому обращаться за выплатой и какие документы для этого нужны?

Добивайтесь своих денег

Если страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась или у нее отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, держатель полиса имеет право обратиться за выплатой в РСА. Куда именно идти, можно узнать по федеральному телефону круглосуточного информационного центра РСА: 8-800-200-22-75 (звонок по России бесплатный).

Потребуется заполнить заявление установленного образца и приложить к нему все необходимые документы. Их перечень зависит от вида ДТП и ущерба. Лучше заранее уточнить список по тому же написанному выше номеру телефона. Также перечень документов указан на официальном сайте РСА.

Может быть другая ситуация: у страховщика не отозвана лицензия, но он отказывает в выплатах либо затягивает сроки.

В таком случае вы вправе пожаловаться в Российский союз автостраховщиков (РСА) или в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) или подать на страховщика в суд. Телефон справочной службы ФССН: (495) 251-32-02.

Страховщика заставят выплатить не только всю сумму, но и штраф за просрочку.

Будьте бдительны

В связи с введением новой системы эксперты прогнозируют значительный рост уровня мошенничества на рынке страхования. Это связано с целым рядом факторов.



С 1 января 2009 года введены новые бланки полисов ОСАГО. Фото: autoins.ru

Приведем такой печальный пример. У компании "Генеральный страховой альянс" 5 февраля была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. Выплату долгов согласно закону об ОСАГО возложили на Российский союз автостраховщиков.

У компании было около 10 тыс. неурегулированных требований потерпевших о страховых выплатах. Это значит, что 10 тыс. пострадавших, а также те, кто успел купить там полис, могут остаться вообще без выплат. Виновато руководство компании "Генеральный страховой альянс", которое до сих пор не предоставило в РСА необходимые для осуществления выплат документы.

На этом неприятности не заканчиваются. По информации РИА "Новости" и других источников, у "Генерального страхового альянса" и его посредников осталось более 200 тыс. чистых бланков полисов ОСАГО. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Всем понятно, что попадание такого количества бланков страховых полисов ОСАГО в теневой оборот может привести к мошенничеству.

Как обезопасить себя от покупки недействительного полиса ОСАГО? Перед очередным страхованием проверьте, является ли страховая компания действующей, не отозвана ли у нее лицензия (можно позвонить в РСА и уточнить состояние страховой компании на данный момент). Не покупайте полис у сомнительных лиц и незнакомых компаний.

Помните, что с 1 января 2009 года сами бланки ОСАГО изменились, теперь полис окрашен в зеленый цвет.

Хотели как лучше, а получилось…

Система прямого урегулирования убытков по ОСАГО давно и плодотворно работает в Европе. Глядя на этот замечательный опыт, российские власти, видимо, прониклись и решили перенести его на нашу почву.

Время было выбрано далеко не самое удачное. Да и система после внесения различных поправок получилась какая-то "половинчатая": в последний момент, меньше чем за неделю до вступления нововведений в силу, приняли ряд ограничений. И вот теперь в одних случаях урегулирование прямое, в других – непрямое; одни автовладельцы могут опробовать новую систему на себе, а тех, кто застраховался до 28 февраля, все это вообще пока не касается… Возникает явное ощущение недодуманности и недоделанности.

Однако шаг вперед уже сделан. Осталось только широко открыть глаза и внимательно наблюдать, куда же в итоге мы придем.



Насколько удобна и эффективна новая система, покажет время. Фото: flamber.ru


Обзор подготовлен Оксаной Ивановой

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация