Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / 64 года назад произошла самая страшная трагедия в автоспорте

64 года назад произошла самая страшная трагедия в автоспорте

64 года назад произошла самая страшная трагедия в автоспорте

11 июня 1955 года случилась самая страшная катастрофа в истории автоспорта, в результате которой погибло очень много людей

64 года назад гонка в Ле-Мане началась как обычно. И закончилась как обычно – традиционным шампанским. Только вот в промежутке случилась самая страшная катастрофа в истории автоспорта, в результате которой погибло очень много людей.

Внимание: людям с нестабильной психикой лучше воздержаться от прочитывания данной статьи.

Сложно сказать, сколько жизней унесла та трагедия. Архивы французской полиции не стали достоянием общественности, а гоночный директор Ле-Мана позже говорил о цифре в 130 человек. Спустя пару часов после аварии сообщалось о 65 жертвах. По другим данным, погибших было 82, причем некоторые зрители были в буквальном смысле обезглавлены отлетевшим капотом, как гильотиной. Как бы то ни было, весь этот ужас вызвала всего одна машина, пронзившая толпу.

Ле-Ман 1955 года должен был стать одним из величайших состязаний со времен Второй мировой войны. Здесь сошлись величайшие автопроизводители и лучшие пилоты в мире. Будущий британский чемпион «Формулы-1» Майк Хоторн выступал за Jaguar, действующий чемпион «Формулы-1» Хуан Мануэль Фанхио – за Mercedes. Также им противостояли молодой феномен Стирлинг Мосс, американец Джон Фитч и француз Пьер Левег. Последний не пережил этот день.

Катастрофа произошла всего через несколько часов после старта, когда лидеры начали совершать свои первые пит-стопы. Все началось с того, что Хоторн предпринял попытку свернуть на пит-лейн. Следует оговориться, что в те времена боксы не были отделены от гоночного трека. Итак, Хоторн повернул, но повернул так внезапно, что не смог остановиться напротив своих механиков и получил приказ сделать еще один круг, так как движение задним ходом было запрещено.

Сразу за Хоторном ехал гораздо более медленный Austin-Healey, отстающий на круг. А за ним два «Мерседеса»: Левег и Фанхио.

Пилоту Austin-Healey пришлось уворачиваться, когда Хоторн устремился на пит-лейн. Когда Austin совершал этот маневр, Левег поднял вверх руку. Как говорится в хронике, это был сигнал следующему за ним Фанхио замедлиться. Сам он на скорости 200 км/ч не имел ни единого шанса это сделать…

Левег налетел на заднюю часть Austin-Healey и отправил его в стену (один из зрителей погиб, а сам пилот не пострадал). Наклонная задняя часть машины послужила своеобразной рампой для «Мерседеса» Левега, который взмыл в воздух.

Mercedes врезался в ограждение, Левег умер мгновенно. Машина раскололась на три части: кузов полетел в одну сторону, двигатель в другую, а капот и передняя ось в третью.

Авария произошла непосредственно перед трибунами и толпой, защищали которую лишь несколько тюков сена.

Взорвалось гоночное топливо. Кузов «Мерседеса» был частично изготовлен из магниевого сплава. Один из маршалов попытался затопить горящие обломки водой, вызвав гигантские языки пламени и, как следствие, еще больше жертв. В этих фотографиях виден весь ужас произошедшего! Это не гоночный трек, а словно зона боевых действий…

Люди в замешательстве. Многие не понимают, что вообще случилось. Как выяснилось, сами гонщики тоже мало что поняли. Трасса в Ле-Мане невероятна длинная, и чем дальше они находились от места катастрофы, тем информация была скуднее. Лишь через несколько дней пилоты собрали воедино всю картину, и общественность узнала о серьезности аварии.

Удивительно, но организаторы не остановили гонку. Возможно, они посчитали, что толпы покидающих трассу людей помешают машинам скорой помощи добраться до места инцидента.

После аварии команда Mercedes решила добровольно прекратить участие в гонке. Чтобы зазвать в боксы все машины, немцам понадобилось более 6 часов. Консультанты объясняли боссам команды, почему «Мерседесу» жизненно важно сойти во французской гонке (многие механики работали в команде, когда на болидах еще красовалась свастика). В свете «недавних неприятностей» Mercedes не должен был побеждать в гонке, буквально усеянной телами французов. Тень Второй мировой войны легла на Ле-Ман… Даже в таких условиях главе команды потребовались часы, чтобы связаться с вышестоящим начальством и получить разрешение на вывод болидов из гонки.

Когда машины Mercedes сошли, представители команды отправились в боксы Jaguar. В конце концов, именно Jaguar Хоторна положил начало смертоносной цепной реакции. Они сообщили англичанам, что не будут заканчивать гонку, и поинтересовались, не хотят ли те последовать их примеру. Однако в Jaguar сочли такое развитие событий неприемлемым. В итоге Jaguar выиграл гонку, и Хоторн праздновал свой триумф шампанским.

Французская пресса, которая лучше всех знала, насколько ужасной была авария, открыто презирала Хоторна, обвиняла его в случившемся и с отвращением демонстрировала фотографии его празднования после гонки.

Многие пилоты пытались описать ситуацию как «гоночный инцидент» (типичный случай в гонках, где нет как такового виновника), но Хоторн рьяно обвинял пилота Austin-Healey Лэнса Маклина. Он даже написал книгу, после чего Маклин подал на Хоторна в суд за клевету. Параллельно велось расследование, которое должно было раз и навсегда поставить точку в этом деле, однако Хоторн погиб до его завершения. В 1959 году на мокрой дороге он не справился с управлением и врезался в дерево.

Тем не менее неправильно указывать на кого-то пальцем. Важно понять не то, как два автомобиля врезались друг в друга. Важно понять, почему погибло так много людей, почему медицинские службы сработали так неуверенно, почему Mercedes так легко раскололся на много частей и разбрызгал топливо, почему зрители были так плохо защищены…

Все это усугублялось тем, что после окончания войны прошло всего 10 лет, и мертвые тела во французских деревнях были еще свежи в памяти каждого. После Ле-Мана 1955 года Франция и Швейцария ввели мораторий на автогонки. Франция удерживала запрет до тех пор, пока не были предприняты меры по повышению безопасности на гоночных треках. Запрет автоспорта в Швейцарии действует до сих пор.

Итак, что же мы имеем в 2019 году? Несомненно гоночные автомобили стали гораздо безопаснее, чем в 1955 году. Да и сам Ле-Ман стал безопаснее, однако нужно помнить, что это все еще очень и очень опасный трек.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация